На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)

 

26 марта – 1 апреля

Главным событием недели стали перестановки в силовом блоке правительства, непосредственно подчиняющемся президенту. Оправдывается предположение, что Путин выполнил свои обещания Ельцину не перемещать назначенных прежним президентом силовиков в течение года после его избрания. Сейчас Путин сразу же воспользовался возникшей возможностью для укрепления своих позиций и отстранения людей, слишком тесно ассоциированных с прежним режимом.

Назначенный министром обороны Сергей Иванов — конфидант Путина, человек, близкий к нему по взглядам и по карьере во внешней разведке. Его выдвижение означает, что Путин придает серьезное значение военной реформе, которая до сих пор буксовала из-за сопротивления генералитета. Иванов недавно снял генеральские погоны и теперь является первым гражданским министром обороны в новой России. Однако он и раньше по существу был “не слишком” военным, ибо погоны в КГБ, где он служил, имели скорее символический характер и не предполагали высшего военного образования и военной муштры. В любом случае Сергей Иванов — чужак в министерстве, и ему будет нелегко в непривычном для него окружении. Но за ним — абсолютная поддержка президента, и генералитету придется с этим считаться.

Назначением Иванова Путин разрубил “гордиев узел”, который ставил под сомнение его авторитет в качестве Верховного главнокомандующего. Речь идет о том, что на протяжении последнего года военное ведомство раздирали дрязги между теперь уже бывшим министром Игорем Сергеевым и начальником Генерального штаба Анатолием Квашниным. По-видимому, Иванов не оставит Квашнина на его посту и поставит во главе Генштаба более послушную фигуру.

Характерно, что Сергеев, несмотря на свой пенсионный возраст, не оказался не у дел. Путин сделал его своим советником по проблемам стратегической стабильности. В его компетенцию войдут вопросы, касающиеся ограничения стратегических вооружений, противоракетной обороны и других чувствительных проблем отношений с США.

Другое важное назначение — это новый министр внутренних дел Борис Грызлов, доселе возглавлявший фракцию пропрезидентского “Единства” в Государственной Думе. Его выдвижение — тоже показатель того, что Путин хочет иметь на ключевых силовых позициях своих людей. Как и Сергей Иванов, Грызлов не имеет никакого опыта работы в том ведомстве, которое он возглавил. Всю жизнь он проработал в военно-промышленных учреждениях, а в последние годы стал преуспевающим бизнесменом. Таким образом, его назначение носит чисто политический характер. Ему тоже будет нелегко в новом окружении.

Говоря о новых кадровых перестановках, Путин сказал о “демилитаризации” силовых ведомств. Формально это так. Это задумано как сигнал для Запада, что новый президент стремится к гражданскому контролю над силовыми структурами, и это призвано улучшить его имидж. Вопрос, однако, в том, смогут ли его назначенцы преодолеть традиции чрезмерной милитаризации российских силовых министерств. Правда, в поддержку им выделены гражданские люди из других ведомств, прежде всего, из Совета безопасности. Но “скамейка запасных” у Путина пока ограничена.

Показательно, что кадры из ельцинской когорты, обычно отождествляемые с Семьей и ее одиозными представителями Березовским и Абрамовичем, отнюдь не отстранены от дел. Бывший министр внутренних дел Владимир Рушайло получил пост секретаря Совета безопасности, который при его предшественнике Сергее Иванове приобрел серьезную силу. Однако теперь, судя по всему, Рушайло не сможет играть такую же важную роль, как Иванов, и влияние Совбеза вновь сойдет на нет. По-видимому, основную функцию координации силового блока все же сохранит Иванов, тогда как на Рушайло вновь будет возложена неблагодарная и бесперспективная задача урегулирования конфликта в Чечне.

Еще одна потеря для прежней ельцинской команды — увольнение министра по атомной энергии Евгения Адамова. Он, как и Рушайло, небезосновательно считался ставленником ныне опального Бориса Березовского. В последнее время с его именем были связаны скандальные ситуации с захоронением зарубежных ядерных отходов в России, что вызвало массовые протесты экологов. Кроме того, Адамов вступил в открытую конфронтацию с руководителем другого мощнейшего энергетического ведомства РАО “ЕЭС России” Анатолием Чубайсом, а тот как опытный политический борец уничтожает конкурентов беспощадно (хотя и его собственные позиции в последнее время ослабли в результате энергетического кризиса в ряде регионов и веерных отключений электроэнергии).

Отставка Адамова примечательна еще и тем, что он наиболее активно лоббировал ядерное содружество с Ираном, что нанесло серьезный ущерб отношениям России с США. В этом плане отстранение Адамова, возможно, является косвенным сигналом для администрации Буша, что Москва может проявить большую сдержанность в своем военно-техническом взаимодействии с Тегераном в целях потепления отношений с Вашингтоном.

Все последние перестановки отчетливо говорят о том, что Путин решил усилить личный контроль над деятельностью силовых ведомств и не допустить какой-либо нелояльности и отступления от его линии с их стороны.

В целом последние назначения многие эксперты характеризуют как конец ельцинской эры. На мой взгляд, этот вывод преждевременен. Путин сам является выдвиженцем прежнего президента и тесно связан с его командой. Примечательно, что кадровые перемены пока не коснулись экономического блока правительства и президентской администрации, которые фактически сформировалась еще при Ельцине.

Сохраняется неопределенность позиций Путина по ряду принципиальных вопросов внутренней политики. Это сказывается на его рейтинге. По итогам мартовских опросов, его популярность несколько уменьшилась.

 

19 – 25 марта

Проблемы серьезного охлаждения в российско-американских отношениях вышли на первый план средств массовой информации и политической элиты России. За последнюю неделю в этой сфере отмечалось достаточно много осложнений. Во-первых, это шпионский скандал, который серьезно повлиял на атмосферу связей Москвы и Вашингтона. Разоблачение влиятельного агента российской разведки в ФБР Ханссена, разумеется, не могло не привести к объявлению санкций в отношении многочисленных сотрудников российских спецслужб в столице США. Это общепринятая практика. Однако ситуация достаточно парадоксальная: в течение последнего десятилетия международные финансовые институты, где главное слово и вклады принадлежат США, оказывали значительную материальную помощь России. А теперь оказывается, что немалые суммы из этих денег уходили на шпионаж против самих же Соединенных Штатов.

Пока обе стороны ограничиваются высылкой четырех дипломатов, подозреваемых в незаконной или, точнее говоря, “несовместимой с дипломатическим статусом” деятельности. Но взаимные угрозы растут. Американцы предлагают урезать штаты российского посольства в Вашингтоне еще аж на 46 человек к 1 июля. Не стоит сомневаться, что в этом случае и Москва предпримет ответные меры для парализации деятельности американских миссий в Москве. Одной только высылкой дипломатов не ограничатся. В отличие от российских представительств за рубежом, где в погоне за твердой валютой работают буквально все — скажем, жены дипломатов, имеющие высшее образование, готовы и уборщицами функционировать, — в посольстве США в Москве очень много российского обслуживающего персонала. А у нынешних властей, как это было в годы “холодной войны”, имеются механизмы отозвать всех этих людей и тем самым свести на нет деятельность посольства как такового. Поговаривают и о возможности отнять резиденцию посла США Спасо-Хаус, поскольку плата за нее по заключенному в начале 1990-х годов соглашению носит скорее символический характер.

Не прибавляет взаимного доверия Москве и Вашингтону развитие военно-технических связей России с Ираном (а попросту продажа оружия, новейших ракетных и ядерных технологий Тегерану). Администрация США намерена радикально урезать финансирование программ помощи России в сокращении и обеспечении безопасности хранения ядерных вооружений и материалов. Это лишь первая реакция на укрепление российско-иранского политического и военного кооперирования.

Конфронтация нарастает. МИД России заявил, что американские попытки представить Россию “главным распространителем оружия массового поражения” предпринимаются для того, чтобы оправдать необходимость создания в США новой системы противоракетной обороны. Судя по всему, перспективы быстрого выхода из сложившейся острой ситуации невелики. Российско-американским отношениям в обозримый период предстоят серьезные испытания.

Тем временем российское руководство продолжает свой курс на изоляцию США от стран Западной и Восточной Европы. Однако он априори обречен на провал. Визит секретаря Совета безопасности Сергея Иванова в Париж и Варшаву показал, что, несмотря на все расхождения этих столиц с Вашингтоном, там все же не готовы и не хотят поддерживать Москву в этом чувствительном для всего мира диспуте.

Что касается внутриполитической ситуации в России, то общественное мнение было потрясено новыми террористическими актами на Северном Кавказе. Несмотря на многократные заявления высокопоставленных чиновников в Москве о разгроме чеченских боевиков, оказывается, что они обладают большими возможностями для организации таких масштабных террористических мероприятий, которые не только приводят к массовым человеческим жертвам, но и по существу ставят под сомнение способность федеральных властей контролировать ситуацию. Три взрыва в один день в разных районах Ставропольского края — это показатель бессилия правоохранительных органов по борьбе с терроризмом вне территории собственно Чечни.

Объективные свидетельства указывают на то, что обстановка в Чечне с точки зрения интересов федеральной власти не только не улучшается, а наоборот, ухудшается. Да, действительно, боевики понесли значительные потери, но сейчас рассеялись по родовым гнездам и сохранили свою боеспособность. Высокая рождаемость, свойственная мусульманским народам, способствует восполнению их рядов. Комментаторы отмечают, что в Чечне фактически существуют две власти: официальная — в дневное время, и параллельная, антиправительственная — ночью. Причем вторая гораздо эффективнее первой. Те руководители, которые днем проявляют излишнее промосковское рвение, немедленно уничтожаются.

Широко распространено мнение о том, что провал многих операций по захвату чеченских лидеров связан с коррумпированностью высшего командования федеральных сил. Когда планируется и согласуется на высоком уровне масштабная операция по нейтрализации сепаратистских формирований, она обязательно становится известной чеченцам, и они легко уходят из-под удара. Когда же командиры низшего звена берут ответственность за уничтожение боевиков на себя, результаты оказываются гораздо более впечатляющими.

Тем временем экономическая и политическая ситуация в стране складывается таким образом, что президент Путин объективно теряет кредит доверия, данный ему год назад на выборах. Похвастаться ему особенно нечем, хотя рептильные СМИ и центры опросов по-прежнему уверяют, что его рейтинг велик. В этом плане закономерным выглядит создание в составе президентской администрации нового информационного управления во главе с известным пиаровцем Сергеем Ястржембским. Стоит вспомнить, что подобный орган — отдел международной информации — существовал при брежневском ЦК для того, чтобы создавать иллюзию дееспособности и “огромного творческого вклада в дело мира и социализма” тогдашнего генерального секретаря.

Формируя новый орган своей администрации, Путин демонстрирует свое недовольство существующей у него пресс-службой и, в частности, пресс-секретарем Алексеем Громовым, которые его не раз подводили. В частности, по делу о гибели “Курска” и по ряду других проблем президенту, по сути, приходилось самому давать объяснения, которые обычно входят в компетенцию пресс-секретаря.

Разумеется, в Кремле не забыли, что в 1999 году Ястржембский встал на сторону Примакова и Лужкова, фактически выступавших против Путина как ставленника Ельцина и “Семьи”. Однако пиаровские способности Сергея Владимировича, проявленные им еще в администрации Ельцина (вспоминается хотя бы его историческое высказывание о “крепком рукопожатии” бывшего президента, когда тот, судя по всему, был близок к смерти), оказались востребованными Путиным: сначала для оправдания новой чеченской кампании, а теперь в более широком имиджмейкерском контексте — для повышения популярности внутри страны и за рубежом.

Помнится, в свое время канцлер ФРГ Коль сравнил тогдашнего генсека КПСС Михаила Горбачева по его пропагандистской изобретательности с небезызвестным доктором Геббельсом. С детских лет помню одну из выдумок главного гитлеровского пропагандиста осени 1941 года: “Красная армия разгромлена, а фронт под Москвой держат монголы, нанятые англичанами”.

Тогда метафора Коля дорого ему обошлась: охлаждение в отношениях длилось долго, пока не последовали извинения немецкой стороны.

Разумеется, Ястржембский — не Геббельс, но у него есть способности и готовность оправдать текущую политику, кто бы ее ни проводил. Это специалист высшей категории. Связи с бывшими оппозиционерами ему явно простили.

 

12 – 18 марта

Как и ожидалось, инициированный коммунистами в Госдуме вотум недоверия правительству потерпел провал. Даже не все члены фракции КПРФ, включая спикера Геннадия Селезнева, проголосовали “за”. Всего вотум получил 127 голосов из необходимых 226. “Единство”, чьи лидеры рассчитывали на роспуск Думы в результате вотума недоверия, пришло все-таки к реалистичному мнению, что его успех на досрочных выборах проблематичен, и вообще отказалось от голосования. Зато демарш коммунистов дал основание проправительственным фракциям, контролируемым Кремлем, поставить вопрос о перераспределении руководящих постов в Госдуме. Нельзя исключать, что прокремлевскому большинству удастся отстранить ряд коммунистов от руководства рядом комитетов. Некоторые комитеты, возглавляемые представителями КПРФ, вообще могут быть упразднены. Поговаривают, что даже Селезнев, постоянно демонстрирующий свою лояльность нынешней власти, может лишиться своего поста.

Однако все же не внутриполитические интриги в Москве были в центре внимания. Гораздо большее значение в международном плане приобрели переговоры между президентом Ирана Мохаммадом Хатами и лидерами Российской Федерации. Они носили явно антиамериканский характер. Хатами призывал бороться “с теорией и практикой вмешательства иностранных государств в дела региона”. Кто имелся в виду, очевидно: это США. Россия фактически согласилась с такой постановкой вопроса, обозначив свою готовность поставлять оружие Ирану в больших количествах.

Тегеран небезосновательно рассматривает Москву как основной источник в деле реализации 25-летней программы модернизации и перевооружения своей армии. Для нужд иранских ВС Россия планирует поставить 570 танков Т-72С, свыше одной тысячи боевых машин пехоты БМП-2, значительное количество зенитных установок и боеприпасов к ним. Кроме того, по лицензионным соглашениям, Иран и сам сможет производить эти вооружения.

Поддержка Россией модернизации ВС Ирана коснется не только сухопутных сил. Планируются дополнительные поставки боеприпасов и запчастей к российским МИГ-29 и СУ-24МК, уже состоящим на вооружении иранских ВВС. Россия будет также содействовать созданию инфраструктуры для подводных лодок проекта 877ЭКМ, находящихся в боевом составе ВМС Ирана.

В перспективе — в 2002 году — поставки Ирану новейших зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций, истребителей и военно-морских катеров различного назначения. Общая сумма поставок в ближайшие годы может достичь 4 млрд долларов.

Словом, речь идет о превращении Ирана в мощную военную державу региона. Это чревато серьезными международными последствиями для России и международного сообщества в целом. Иран, по-прежнему управляемый исламскими аятоллами, остается непредсказуемой страной. Его интересы на Северном Кавказе, в Закавказье и Центральной Азии отнюдь не совпадает с интересами России. Укрепление влияния мусульманского фундаментализма в этих регионах автоматически повлечет за собой рост сепаратистских тенденций в мусульманских республиках РФ и ослабление позиций Москвы в тех странах бывшего СССР, которые она традиционно продолжает считать зоной своего влияния. В этих условиях военная мощь Ирана может обернуться бумерангом против России.

Российская программа перевооружения Ирана с нескрываемым раздражением воспринимается Вашингтоном, что ведет к дальнейшему охлаждению российско-американских отношений. США закономерно считают Иран спонсором международного терроризма и государством-изгоем с непредсказуемой политикой. Для Тегерана (и этого там не скрывают) Америка — главный противник.

Кремль предпринял попытку успокоить Вашингтон, направив туда со специальной миссией секретаря Совета безопасности Сергея Иванова. Со свойственной ему приятной улыбчивостью он пытался убедить американских партнеров, что вопросы военно-технического сотрудничества во время визита Хатами, вообще, мол, не обсуждались. Но обдурить американцев на этот счет трудно. Белый дом ставил вопрос жестко: какое бы оружие Россия ни продавала Ирану, она не может рассчитывать на хорошие отношения с США.

Нелицеприятный для России характер носили и контакты Иванова по проблемам национальной ПРО США и расширения НАТО. Перед ним твердо ставился вопрос о том, что Россия должна отказаться от противодействия этим планам, в том числе и потому, что в реальности они не противоречат ее интересам. Судя по всему, на такие уступки Иванов не был готов. Поэтому Белый дом отверг предложение Кремля о проведении двустороннего саммита Буш — Путин еще до встречи “большой восьмерки” в Генуе в июле. Это серьезный прокол для российской дипломатии и лично Путина. Вашингтон дает ясно понять, что позиции Москвы по ключевым проблемам двусторонних и многосторонних отношений его не удовлетворяют и он не намерен давать какие-либо авансы Путину.

А в Москве вновь актуализировался вопрос об альтернативной военной службе, которая дебатируется в Госдуме и общественных кругах почти десять лет. Напомним, что право на альтернативную службу для граждан, чьи религиозные или иные убеждения противоречат несению воинской службы, закреплено в российской конституции. Однако со времени ее принятия Госдума так и не смогла провести закон, конкретизирующий это принципиальное положение.

На прошлой неделе в Думе прошли очередные слушания на эту тему. В центре дискуссии находился законопроект, внесенный главой думского комитета по обороне Андреем Николаевым, который, по существу, отстаивает интересы военного ведомства. Он предполагает четырехлетний срок службы в федеральных органах исполнительной власти, перечень которых будет определять министерство обороны. То есть сюда могут попасть и железнодорожные войска, и стройбаты, и части МЧС, формально не связанные с ношением оружия. Более того, законопроект допускает направление “альтернативщиков” на службу, связанную с хранением, ношением и производством оружия, боеприпасов и военной техники. Таким образом, понятие “альтернативной службы” фактически размывается.

“Мягкий вариант”, предложенный правым депутатом Юлием Рыбаковым и предполагающий трехлетнюю альтернативную службу в учреждениях социальной защиты, ни военные, ни правительство не поддерживают. В общем, законодательное решение проблемы альтернативной службы будет осуществляться по формуле классика ленинизма: “По форме правильно, а по сути — издевательство”.

5 – 11 марта

На прошлой неделе в политической жизни России обозначилась дилемма — либо отставка правительства, либо роспуск Государственной думы. Произошло это в результате того, что лидеры проправительственной фракции “Единство” объявили о готовности поддержать вотум недоверия кабинету Касьянова, инициированный КПРФ. При этом руководители фракции не скрывают своей поддержки правительства. Суть интриги в том, что если вотум недоверия пройдет, то президенту придется либо уволить правительство, либо распустить Думу. Очевидно, что он примет второе решение. Лидеры “Единства” и их кураторы в Кремле возлагают надежды на то, что на досрочных выборах их партия одержит убедительную победу, а коммунисты потерпят сокрушительное поражение.

Однако в реальности ситуация далеко не так ясна. Опросы общественного мнения пока не свидетельствуют о какой-либо особой популярности “медведей”. Сроки выборов (а это, скорее всего, летние месяцы) тоже не будут благоприятствовать им. Ведь их электорат, т. е. работоспособные люди, уйдут в отпуск, уедут за город или за границу, а вот дисциплинированные коммунисты пенсионного возраста не преминут прийти на избирательные участки и проголосовать за КПРФ. Да и рядовые члены фракции “Единство” не испытывают восторга по поводу досрочных выборов: многие из них могут потерять свои мандаты. Как признал депутат Госдумы Александр Чуев, “рейтинг у нас не настолько велик, чтобы идти на выборы”.

Пока что единства во фракции нет. Но даже если “Единство” примет решение о вотуме, это не означает, что он пройдет. Могут сдать нервы у коммунистов, а может быть, в последний момент и “медведи” пойдут на попятную. Досрочные выборы не выгодны никому, кроме, возможно, узкого круга кремлевских “политтехнологов”, обкатывающих свои схемы на российской действительности и тем самым зарабатывающих репутацию и немалые деньги.

Тема коррупции в стране по-прежнему остается модной в политических сферах, хотя в реальности делается чрезвычайно мало. Вот на прошлой неделе депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин внес уже четвертый по счету законопроект о борьбе с коррупцией. Практически одновременно свою антикоррупционную программу обнародовал фонд “ИНДЕМ”, возглавляемый близким Кремлю Георгием Сатаровым. Проекты явно конфликтующие, равно как и их авторы.

Илюхинский проект носит довольно жесткий характер. Предполагается распространить антикоррупционное законодательство не только на государственных служащих, но и на президентских советников с общественным статусом, частных нотариусов, помощников должностных лиц. Если этот проект будет одобрен, то практически любую коммерческую сделку можно будет аннулировать под предлогом наличия в ней коррупционных элементов. Это может стать серьезным ударом по свободе предпринимательства в стране.

Сатаровцы не против ужесточения мер по борьбе с коррупцией, но считают, что механизмы их применения должны быть четко прописаны в законе и должны предотвращать возможность бюрократического произвола со стороны правоохранительных органов и судов.

Характерно, что и правительство, и президентская администрация хранят молчание по поводу новых антикоррупционных инициатив. Создается впечатление, что в верхах нет ни отчетливого представления о том, что делать в этом направлении, ни особого желания втягиваться в нелегкий процесс противодействия криминалу. Разумеется, и мощное коррупционное лобби на всех уровнях власти активно сопротивляется какому-либо ограничению своего могущества.

Тем временем дела в российской экономике складываются не лучшим образом. Инфляция на потребительском рынке в январе составила 2,8 процента, а в феврале — 2,3 процента. Это официальные данные Госкомстата. В реальности цены растут быстрее. Но даже если поверить этим данным, то заложенный в бюджете 2001 года уровень в 12-14 процентов может быть достигнут уже к середине года, а годовой уровень может превысить 20 процентов. Этому, несомненно, будет способствовать уже проводимое повышение тарифов на электроэнергию.

Разумеется, незапланированный рост инфляции принесет дополнительные доходы в бюджет. Однако они вряд ли позволят компенсировать прогнозируемое ухудшение качества жизни большинства населения.

Трехдневные выходные, безусловно, охладили накал политической жизни в стране. Однако предстоящая неделя обещает новые интриги вокруг вотума недоверия правительству.

26 февраля — 4 марта

Азиатское турне Владимира Путина — визиты в Южную Корею и Вьетнам — привлекли внимание в силу ряда причин. Во-первых, президент России выступил в качестве активного лоббиста торговли оружием с этими странами. Путин настойчиво отстаивал интересы российского военно-промышленного комплекса с целью его укрепления. Были здесь и чисто экономические резоны: часть российских военных поставок Южной Корее пойдет в счет уплаты прежних долгов СССР. Иная ситуация с Вьетнамом. Его долг бывшему Советскому Союзу составляет 1,7 млрд долларов. Однако Россия заинтересована в стратегическом партнерстве с Вьетнамом, традиционно близким к ней еще с советских времен, и готова поставлять вооружения и даже реструктурировать долги.

Во-вторых — и это отчетливо просматривалось в ходе визитов Путина, — российское руководство стремится к созданию своеобразной международной коалиции против планов США по развертыванию национальной противоракетной обороны (НПРО). Вроде бы в Сеуле удалось дожать корейцев на некие формулировки, как бы осуждающие намерения США. Во всяком случае, так рапортовала официальная московская пресса. Однако вскоре последовали опровержения южнокорейского правительства. Все-таки Южная Корея — союзник США и выступать против их политики в условиях сильной зависимости от политической и военной поддержки Вашингтона ей не с руки.

В общем, опять случился конфуз: в прошлом году в Северной Корее Путину обещали свернуть программу строительства баллистических ракет, а потом сделали вид, что пошутили, а теперь и в Южной Корее сначала как бы выдали какие-то авансы в плане оппозиции НПРО США, а потом сдали назад.

Зато Вьетнам не подкачал. Тамошний президент Чан Дык Лыонг призвал сохранить Договор о ПРО 1972 года и осудил планы США по развертыванию НПРО. Была подписана декларация о стратегическом партнерстве между РФ и Вьетнамом. Большое место было отведено сотрудничеству в сфере нефте- и газодобычи на континентальном шельфе Вьетнама, что сулит немалые прибыли совместному предприятию “Вьетсовпетро” (оно осуществляет 90 % добычи Вьетнама). В прошлом году прибыль российской стороны составила 400 млн долларов, причем 95 % поступят непосредственно в госбюджет. Оказывается, с новыми соглашениями прибыли возрастут. Естественно, что в этих условиях Россия согласилась скостить вьетнамский долг.

Тем временем на внутриполитической арене продолжаются интриги вокруг правительства и его главы Михаила Касьянова. Из-за слухов об отставке кабинета отмечается падение рейтинга премьера. По данным социологических опросов, в феврале он уступил второе по важности место в политической иерархии Александру Волошину. И это не случайно. Под Касьянова явно копают. Чего хотя бы стоят конфиденциальные контакты главы Счетной палаты Сергея Степашина с МВФ и Всемирным банком по “деликатным темам”, связанным с деятельностью российского правительства. Разумеется, эти контакты санкционированы Кремлем. На практике речь идет о том, что Счетная палата — контролирующий орган, подотчетный Госдуме, — будет информировать западные финансовые институты о тех фактах и проблемах, которые само правительство хотело бы скрыть. В первую очередь это касается коррумпированности правительственных чиновников. Сергей Степашин, возглавляющий Счетную палату, готов способствовать Западу в деле большей открытости в этой сфере. А вот западные институты особого доверия к самому правительству не испытывают.

Характерно, что, как сказал сам Степашин, он делает то, что “нужно президенту”. Опровержений этому не последовало. Выходит, что и сам президент не слишком доверяет своему правительству. Конечно, Касьянов — не его человек, он скорее близок к ельцинской “Семье”. Но пока, судя по всему, адекватной замены ему у Путина нет.

Вместе с тем, наступление на ставленников прошлого режима в нынешнем правительстве уже началось. Комиссия по борьбе с коррупцией Госдумы рассекретила результаты расследования финансово-экономической деятельности главы Министерства по атомной энергии Евгения Адамова, считающегося ставленником “Семьи” и лично Бориса Березовского.

Оказывается, в период директорства в особо секретном институте Минатома в 1986–1998 годах он создавал в обход закона коммерческие организации за рубежом и уже будучи министром продолжал заниматься предпринимательской деятельностью. Сообщается, что активы одной только созданной им компании превышают 5 млн долларов, из которых 3,5 млн принадлежат ему лично, а 1,5 млн оформлены на его супругу. Как это водится в России, налоги с этой суммы, естественно, не платились. Кресло под Адамовым и его высокими покровителями в правительстве сильно закачалось. Шансы на отставку правительства или его ключевых членов увеличиваются.

Хотя коммунисты выступили в Государственной Думе с инициативой вынести вотум недоверия правительству, едва ли Кремль и поддерживающие его фракции допустят это. Ведь Касьянова назначал сам Путин, и его отстранение будет косвенным ударом по репутации президента. Поэтому отставка кабинета, скорее всего, произойдет по инициативе Кремля.

Тем временем усиливается борьба внутри деловых кругов за влияние на принятие важных экономических решений в Кремле и российском Белом доме. После того как Кремль настоял на том, чтобы олигархи вошли в Российский союз промышленников и предпринимателей, а не лоббировали бы свои интересы через какую-либо самостоятельную структуру, внутри РСПП обозначились острые противоречия между “красными директорами”, чьей вотчиной и был Союз, и “новыми бизнесменами”. Олигархи хотят, чтобы председатель правления избирался голосами бюро правления, где большинство составляют представители “нового крупного бизнеса”. “Красные директора” — за избрание лидера на общем съезде. Пока что прежний руководитель, опытный аппаратчик бывшего ЦК КПСС Аркадий Вольский сохраняет свое место. Но, говорят, у него серьезные проблемы со здоровьем. У олигархов уже есть своя кандидатура на этот пост — глава “Интерроса” Владимир Потанин. Он прославился главным образом тем, что в бытность свою первым вице-премьером выдал фразу, которая стоила бы политической карьеры любому деятелю такого уровня на Западе. На вопрос журналиста, как он видит будущее России, он в сердцах буркнул: “А разве у этой страны может быть будущее?” Правда, потом последовали опровержения: мол, не так поняли. Но слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
  e-mail info@erfolg.ru