На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)

назад 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НОВОГО ПОДХОДА

Президент Буш должен проводить такую новую политику в отношении России, в которой на первом месте будут стоять национальные интересы США. Президент должен недвусмысленно заявить, что Соединенные Штаты возражают против военного, стратегического и технического сотрудничества России с Китаем, Ираном, Ираком и другими государствами-изгоями. В частности, США против любого военного сотрудничества с этими режимами, направленного на исключение вооруженных сил США из жизненно важных стратегических регионов, и решительно возражают против любого распространения оружия массового уничтожения. Более того, Соединенные Штаты будут добиваться развертывания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) для защиты своей территории, войск и союзников.

Вместе с тем Соединенные Штаты должны работать с российскими и евразийскими лидерами, чтобы помочь им интегрировать их регион в сообщество государств вместе с США и их союзниками. Администрация Буша должна поощрять Россию и ее соседей в создании демократических институтов и проведении экономических реформ. Однако президент также должен ясно дать понять, что посягательства на жизненно важные интересы США приведет к суровым политическим и экономическим последствиям для России.

Президент должен также ясно дать понять, что Соединенные Штаты будут помогать укреплению позитивных элементов и факторов сотрудничества в российской внешней политике, включая совместные системы раннего оповещения о пуске баллистических ракет, стратегические противоракетные системы, совместное миротворчество, как в Боснии и Косово, прекращение деятельности исламских террористических организаций и центральноазиатских синдикатов по обороту наркотиков, связанных с режимом талибов в Афганистане, создание демократических институтов и проведение рыночных экономических реформ, которые приведут к более прозрачной экономике в условиях правового государства. Однако такая экономическая политика не должна включать выделение дополнительных займов международными финансовыми институтами.

Для достижения этих стратегических целей в отношениях с Россией президент должен руководствоваться следующими ключевыми принципами для решения внешнеполитических задач. Эти принципы предполагают, что российско-американские отношения в течение следующего десятилетия будут характеризоваться различными уровнями сотрудничества и противоречий.

Принцип №1. На первый план ставить интересы национальной безопасности США.

Они включают необходимость разрабатывать и развертывать национальную противоракетную оборону, опасности зарождающегося партнерства России и Китая, распространения оружия массового уничтожения, поддержки Россией стран-изгоев на Ближнем Востоке и продолжающихся противоречий между Москвой и НАТО. Правительство Путина должно понять, что новая администрация США не станет закрывать глаза на разногласия и игнорировать факты подрыва Москвой интересов США или нарушения международных и двусторонних соглашений.

Принцип №2. Совершенствовать и расширять двусторонние контакты между американцами и россиянами.

Члены правительства и конгресса США, их аппарат и политическое сообщество должны активно делиться своими взглядами и взаимодействовать с российскими партнерами на постоянной основе. Следует дать понять российскому правительству, что его практика организации публичных кампаний и демонстраций против Соединенных Штатов и их политики, как это было сделано во время расширения НАТО и воздушных операций в Ираке и Косово, подрывает российско-американские отношения. “Партнерство во имя мира” — это многосторонняя программа, направленная на то, чтобы сделать страны, не входящие в НАТО, более совместимыми с альянсом. Она должна активизировать усилия для создания условий взаимодействия с военными и гражданскими должностными лицами из России и стран Восточной Европы и Евразии.

Принцип №3. Поддерживать дальнейшие экономические реформы в России.

Для того чтобы помочь России осуществить успешный переход к рыночной экономике и стать более стабильной и процветающей, Соединенные Штаты должны способствовать тому, чтобы она шла по пути реформ в соответствии с планом, рекомендованным Центром стратегических разработок — исследовательским центром в области экономической политики, созданным президентом Путиным. Эти меры, предложенные российскими экспертами в области экономики, включают снижение налогов, дерегулирование, меры по борьбе с коррупцией, радикальную земельную реформу и структурную реформу промышленности.

Соединенные Штаты должны призвать Россию сделать свой инвестиционный климат более привлекательным через реформирование судебной и правовой систем, введение международной практики бухгалтерской отчетности и расширение прав мелких инвесторов. Россия также должна открыть свои банковские и финансовые рынки для иностранных собственников. Всесторонние экономические реформы, подобные тем, которые осуществили Польша, Венгрия и Эстония, улучшат экономическую ситуацию в России и повысят жизненный уровень ее населения.

Чего Америка не должна делать, так это поощрять безответственное экономическое поведение, прощая долги и предоставляя новые кредиты. Российское правительство должно продолжать функционировать в условиях жесткого бюджета и вести себя ответственно в отношении своих кредиторов. До улучшения российских макроэкономических показателей и проведения реформ Запад должен отказаться обсуждать дальнейшую реструктуризацию, не говоря уже о прощении внешнего долга России.

Принцип №4. Добиваться сокращения организованной преступности и коррупции, происходящих из России.

Коммунистическая система поддерживала жесткую монополию на насилие, как правило, игнорируя свои собственные законы.Это была жестокая система институционализированной преступности, осуществляемая руководящей элитой. Однако правовое государство на смену ей не пришло. В настоящее время коррупция пронизывает сектор бизнеса и правительство, отпугивая иностранные инвестиции, в то время как операции по отмыванию денег отравляют международную финансовую систему. Новая администрация США должна сделать борьбу с транснациональными преступными сообществами из России приоритетом своей политики путем развертывания достаточного количества кадров и средств разведки и правоохранительных органов.

Принцип №5. Поддерживать продемократические силы в России.

Становление демократической России, воспринимающей себя как часть европейского сообщества и интегрированной в международные финансовые потоки, должно стать целью политики СЩА. Несмотря на то, что посткоммунистическая Россия неоднократно демонстрировала свою способность проводить свободные (хоть и не всегда честные) выборы, фундамент демократии, включающий многопартийную структуру, свободные СМИ, действенную судебную систему, основанную на верховенстве закона, и другие элементы гражданского общества, все еще остается слабым.

Отдельные люди и организации в России, борющиеся за свободу слова и правовое государство, функционирующая правовая система и права человека заслуживают такой же моральной и материальной поддержки со стороны Соединенных Штатов, как предоставленная ими помощь странам Западной Европы после второй мировой войны, а затем Греции, Испании и Португалии в 1970-х годах, а также Польше и другим странам Восточной и Центральной Европы, когда они находились под гнетом коммунистического режима.

Несмотря на завоевания последних полутора десятилетий многие аспекты демократии в России опять оказались под угрозой. При президенте Путине возросла политическая власть армии и спецслужб. Власти начали жестко обращаться с оппозиционными СМИ.

Принцип №6. Поддерживать суверенитет независимых государств Евразии.

Стратегическая цель поддержания жизнеспособных демократий на российской периферии заключается в обеспечении таких условий, при которых Россия не сможет превратиться в квазиимперскую силу. Кроме того, стабильные демократические общества с растущей экономикой в этом регионе становятся рынками для американских товаров и услуг и объектами для американских инвестиций. Для исключительных случаев, когда суверенитет новых независимых государств может оказаться под угрозой, следует разработать программы, включающие военную подготовку персонала и продажу оборонительных видов оружия. Однако следует избегать помощи авторитарным режимам региона. Вместо этого Соединенные Штаты должны поддерживать зарождающуюся демократию, которая только укореняется среди друзей Америки в этом регионе, например, в Украине и Грузии.

Вашингтон должен приветствовать создание правового государства и дальнейшие рыночные и демократические реформы во всех странах бывшего Советского Союза. Авторитарные тенденции, очевидные в нескольких восточноевропейских и центральноазиатских государствах, например, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, могут ослабить политическую легитимность правительства и в долгосрочном плане подорвать стабильность в этих государствах. Соединенные Штаты должны поддерживать демократические силы и институты в этом регионе, делясь своими ноу-хау и давая понять, что авторитарные режимы, нарушающие демократические нормы и допускающие коррупцию, не получат такой помощи.

Эти шесть принципов предопределяют некоторые конкретные действия. Президент Буш и его администрация должны:

  • Добиваться согласия России на развертывание национальной противоракетной обороны США. Российские “ястребы” утверждают, что Запад может провести в России союзническую воздушную операцию в стиле Косово, если российский ядерный потенциал сдерживания окажется бесполезным в случае развертывания Америкой национальной системы ПРО. Администрация Буша должна четко объяснить российским лидерам, что планы по созданию национальной ПРО в США не имеют целью устранения ядерного фактора сдерживания России. С окончанием “холодной войны” для россиян нелогично считать, что США даже могут рассматривать возможность нанесения превентивного ядерного удара по России для собственной защиты. Размеры и масштаб национальной противоракетной обороны, задуманной Соединенными Штатами, показывает, что ее цель — защитить население Америки главным образом от ударов со стороны государств-изгоев, располагающих небольшим количеством боеголовок, а также от атак террористов.
         Соединенные Штаты могут рассмотреть стимулы для обеспечения сотрудничества Россией. Например, Москве можно предложить возобновить переговоры по космической обороне, которые администрация Клинтона опрометчиво прервала в 1993 году. Новая администрация США могла бы также возобновить сделку 1993 года, по условиям которой США купят 500 тонн урана из демонтированных российских боеголовок для переработки его в топливо для ядерных реакторов. Сделка была прервана из-за возражений со стороны урановой промышленности США.
  • Поднять вопрос о российско-китайском военном сотрудничестве как угрозе национальной безопасности России. До настоящего времени руководители российского военно-промышленного комплекса предоставляли своим китайским партнерам практически неограниченный доступ к арсеналам советского и постсоветского времени. Российские генералы и директора предприятий по производству военной техники обогащались за счет таких продаж благодаря широко распространенной практике получения взяток, стимулировавших продажу оружия Китаю. Эта ситуация осложнялась несовершенством российской системы уголовного правосудия при Ельцине, но она могла бы измениться при Путине, который подчеркивал необходимость борьбы с коррупцией и контроля над армией.
         Администрация Буша должна убедить Путина изучить вопрос конвенциональной и стратегической угрозы Китая для России, особенно на российском Дальнем Востоке — обширной и довольно малонаселенной территории между озером Байкал и Тихим океаном. Некоторые китайские стратеги считают, что большая часть этих территорий должна быть со временем возвращена Китаю.
  • Сотрудничать в установлении более жестких критериев нераспространения и торговли оружием. Список эпизодов распространения Россией вооружений включает продажу Ирану технологии ядерных реакторов двойного назначения и ноу-хау баллистических ракет, а также важнейших компонентов военной техники Ираку. В обход санкций ООН осуществлялись тайные поездки высокопоставленных чиновников и военных делегаций в Ирак. Судя по всему, российские военные технологии, экспортируемые в Китай, реэкспортируются в Северную Корею и Пакистан.
         Соединенные Штаты должны убедить Россию сократить продажу Китаю оружия, военных технологий и технологий двойного назначения, полностью прекратить такие поставки режимам-изгоям и строго ограничить их продажу странам, находящимся на грани конфликта, например, Индии и Пакистану. Россия слабее, чем США и находится в географической близости к большинству стран-изгоев. Велики шансы того, что эти сомнительные поставки вооружений могут быть использованы так, что Россия пострадает больше, чем США.
         По словам Путина, Россия должна ускорить свою интеграцию в западное сообщество. Если он действительно в это верит, России не следует предпринимать действия, которые бы подрывали безопасность Запада. Следовательно, правительство США должно настаивать на укреплении таких существующих режимов нераспространения, как режим контроля над ракетными технологиями, а также добиваться разработки совместно с Европейским союзом и другими технологически передовыми странами новых норм контроля над экспортом применительно к торговле обычными и стратегическими вооружениями. Российская торговля оружием направлена на поддержку деградирующего военно-промышленного комплекса, в котором заняты около 25 млн человек, и на стимулирование способности других стран к созданию противовеса мощи США. Новая администрация должна призвать Россию остановить эту опасную передачу технологий и разработать серию стимулов в качестве вознаграждения для России за осуществление этого призыва.
  • Добиваться согласия России прекратить сотрудничество с Ираном в области ядерных технологий и баллистических ракет. Иран — очень нестабильная страна, управляемая исламскими политиками и геополитическими амбициями. Не в интересах России нарушать баланс сил вблизи ее границ (например, на Кавказе) или способствовать иранской гегемонии в регионе Персидского залива, которая ослабляет некоторые арабские государства или угрожает им.
         Правительство США должно предложить России компенсацию за прекращение передачи ядерных и ракетных технологий Ирану, предложив сотрудничество в таких выгодных высокотехнологичных отраслях, как запуски гражданских спутников американских компаний или покупка российского высокообогащенного урана для переработки в топливо для реакторов гражданского назначения. В качестве компенсации за контролируемое прекращение сотрудничества России с Ираном Соединенные Штаты могли бы ослабить или отменить некоторые антидемпинговые меры в отношении российского экспорта стали. Они также могли бы ускорить сертификацию грузовых самолетов российского производства для рынка США. Следует также выработать временные рамки для прекращения российско-иранского сотрудничества.
  • Добиваться сотрудничества с Россией в целях изоляции Саддама Хусейна. МИД России и ее представители в ООН пытаются защищать Хусейна и его режим от дальнейших санкций, регулярно призывая Соединенные Штаты и Великобританию прекратить бомбардировки военных объектов Ирака и отменить санкции ООН. Министры иракского правительства посещают Москву с секретными миссиями, явно имеющими отношение к военному сотрудничеству.
         В 1998-1999 гг. Москва подорвала режим инспекции ООН в Ираке и поддержала Хусейна в высылке ее инспекторов. Осенью 2000 года Россия вместе с Францией и рядом арабских государств возобновила авиарейсы “гуманитарной помощи” в Ирак и объявила о возобновлении коммерческих полетов из Москвы. Действия России могут быть в определенной степени нацелены на получение больших военных коммерческих заказов Ирака, когда санкции будут сняты. В то же время Россия осознает, что это наносит ущерб российско-американским отношениям.
         Если Москва серьезно заинтересована в расширении сотрудничества с Соединенными Штатами на международной арене, она должна сотрудничать с международным сообществом в целях возвращения инспекторов ООН в Ирак. Соединенные Штаты должны просить о том, чтобы, действуя в духе совместно проводимой политики нераспространения, Москва делилась своими разведданными о ходе разработки Хусейном оружия массового уничтожения и о любых технологических приобретениях разведывательных служб Ирака.
  • Добиваться расширения контактов и сотрудничества между Россией и НАТО в военной области. Армия и правительство России отрицательно восприняли расширение НАТО со вступлением в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии, а также “гуманитарное” военное вмешательство НАТО в Косово. Администрация США должна расширять работу Пентагона с российской армией по мерам укрепления доверия и таким совместным двусторонним проектам в сфере безопасности, как сотрудничество на Балканах. Кроме того, следует расширять программы сотрудничества по усилению гражданского и бюджетного контроля над вооруженными силами. Администрация США должна приветствовать обмены между военными специалистами и гражданскими экспертами для обсуждения проблем военной доктрины, стратегии и миротворчества.
  • Расширять многостороннее сотрудничество для укрепления безопасности на Северо-Востоке Азиатско-Тихоокеанского региона. Соединенные Штаты должны добиваться нормализации отношений между Россией и Японией и урегулирования нерешенных территориальных проблем, включая Курильские острова. Необходимо придавать большее значение трехсторонним дискуссиям по безопасности в этом регионе. Следует пригласить Китай и Корею присоединиться к этим переговорам.
  • Предложить режим “без иностранных войск” для Закавказья и Центральной Азии. Россия озабочена тем, что такие сопредельные державы, как Китай, Турция, Афганистан, или такие военные блоки, как НАТО могут развернуть миротворческие силы или другие войска в крайне взрывоопасных регионах, например, в Закавказье, Таджикистане и Ферганской долине против воли России. Соединенные Штаты должны выступить с инициативой не размещать иностранные силы, включая российские и китайские, в этих районах.
  • Предложить ограниченные совместные меры по борьбе с терроризмом и оборотом наркотиков на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Руководители российских служб безопасности признают, что вопреки их антиамериканской риторике реальную угрозу безопасности России представляет “Южный пояс”, включающий Кавказ и Центральную Азию. Совместная деятельность, направленная на перехват потока наркотических веществ и предотвращения отмывания денег в интересах политических экстремистов в регионе, может оказаться хорошей мерой укрепления доверия, особенно если ее совместно предпримут русские, украинские, грузинские и американские спецслужбы, например, Агентство по борьбе с наркотиками и ФБР (возможно, с включением также и западноевропейских ведомств).
  • Сотрудничать в вопросе вступления России во Всемирную торговую организацию. В вопросе о вступлении в ВТО Россия проявляет медлительность. Теряют от этого главным образом российские потребители, которые страдают от высоких импортных тарифов, и российские компании, которые изолированы от рыночных сил, способных усилить их конкурентоспособность. Среди бывших республик СССР Киргизия, Латвия, Эстония и Грузия уже являются членами ВТО, а другие находятся на стадии вступления.
         Путин провозгласил в качестве важнейших задач интеграцию России в международные экономические потоки и либерализацию экономики России. Новая администрация США должна предложить России техническую помощь как в разработке необходимого законодательства и правил, соответствующих нормам ВТО, так и в выработке программы вступления в эту организацию. Для того чтобы стать членом ВТО, Россия должна предпринять такие шаги, как сокращение субсидий в производственный сектор, уменьшение таможенных тарифов на импорт, открытие своих банковского и финансового секторов для конкуренции с Западом и введение более совместимой с Западной экономикой международной системы бухгалтерской отчетности. Эти меры должны быть действительно ориентированы на свободную торговлю, а не быть просто политическим ходом. Если Россия выполнит эти требования, Соединенные Штаты должны поддержать ее вступление в ВТО.
  • Сотрудничать с Россией в вопросах разработки законодательства, защищающего права инвесторов. После финансового кризиса 1998 года наблюдался заметный спад западных инвестиций. Пока он еще не поднялся до уровня 1996-1997 гг. Общий объем западных инвестиций в Россию сегодня составляет 12,5 млрд долларов — меньше, чем в Венгрии. Западные инвесторы жалуются, что правовой климат в России остается туманным, а постоянно меняющееся законодательство создает непреодолимую неопределенность. Более того, адекватной защиты прав миноритарных акционеров не существует.
         Администрация США должна предложить России юридическую помощь в разработке законодательства, чтобы повысить прозрачность, защитить акционеров от мошенничества и предотвратить бегство капиталов.
  • Предложить России помощь по ключевым реформам в области экономики и права. В экономическом плане эти реформы должны включать значительное сокращение налогов, защиту прав акционеров и полностью реализуемое право частной собственности на землю. Сообщалось, что Путин поддерживает инициативу право-центристских партий в Думе (Союз правых сил) относительно введения полной частной собственности на землю, включая право на продажу и ипотеку сельскохозяйственной земли. Эта инициатива необходима для повышения эффективности аграрного сектора России и упрощения жилищного строительства в свете недостатка адекватного жилья. Строительные проекты в результате этих мер могли бы стать двигателем экономического роста.
         Кроме того, необходимо приветствовать создание Москвой улучшенной правовой системы, которая предполагала бы беспристрастное, открытое и предсказуемое разрешение конфликтов. Следует поощрять сотрудничество российских правоохранительных органов с западными партнерами в борьбе против преступности и коррупции, включая совместные расследования наиболее важных дел.
         Правительство США должно предложить России юридическую и техническую помощь в разработке законов о земле, создании региональных и национального земельных кадастров, формировании в агросекторе финансовой образовательной сети для содействия семейному фермерству и агробизнесу.
  • Работать над тем, чтобы российский рынок был открыт для американских коммерческих банков и финансовых услуг. До настоящего времени Центральный банк и Министерство финансов России ограничивали доступ западных банков к российскому рынку розничных банковских операций, а чрезмерное регулирование и ошибочная финансовая политика препятствовали инвестициям в финансовый сектор. Либерализация и упрощение доступа на российский рынок банковских, финансовых и страховых услуг США предоставят россиянам возможности профессиональных и надежных банковских институтов, введут новые производственные нормы и технологии и будут содействовать росту инвестиций и торговли.
         Однако если Россия не станет сотрудничать с Соединенными Штатами и защищать американских инвесторов, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам должна ограничить публичный выпуск и продажу новых российских АДР на рынках капиталов из-за отсутствия прозрачности и приемлемой практики бухгалтерской отчетности. Кроме того, Комиссия может ограничить доступ российского бизнеса к американским рынкам капиталов по соображениям национальной безопасности.
  • Сдерживать предоставление новых займов МВФ и Всемирного банка России. Восьмилетнее заимствование у МВФ и Всемирного банка явилось для России болеутоляющим средством, которое препятствовало реальному лечению в виде проведения экономической реформы. В мае 2000 г. бывший российский министр финансов Борис Федоров признался, что всякий раз, когда предоставлялся очередной транш МВФ, реформы прекращались, а когда деньги иссякали, в Вашингтон направляли следующую делегацию просить новые кредиты.
         По словам Федорова, чем больше прощается долгов, чем чаще переносятся сроки их выплаты благодаря усилиям какого-либо российского министра на переговорах с Западом и тем выше становится его авторитет в глазах российского президента и премьер-министра. Центральный банк и правительство России отвлекали ресурсы на другие цели, незаконно распоряжались кредитами МВФ и Всемирного банка и использовали резервы Центрального банка для игры на российском рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО).
         Другие нарушения включают “исчезновение” кредита Всемирного банка в 250 млн долларов, предоставленного для помощи в реструктурировании угольной промышленности, и преференции некоторым коммерческим банкам в плане выделения им части помощи МВФ во время августовского краха 1998 года. Адекватного расследования этих злоупотреблений не последовало ни со стороны международных финансовых институтов, ни со стороны стран-участниц.
         Администрация Буша должна прекратить использование международного финансового кредитования для того, чтобы вдохновлять Кремль на реструктуризацию экономики страны. Только улучшение экономических условий в самой России пойдет на пользу российскому правительству и российскому народу. Они способны заплатить эту цену. Во-первых, высокие цены на энергоносители и товары дают средства, которые Россия может использовать для оптимизации своей экономической ситуации. Во-вторых, Кремль мог бы сократить военные средства, впустую растрачиваемые на войну в Чечне и программу модернизации вооруженных сил. Наконец, как показывает опыт, именно ограничение иностранного кредитования в ответ на обвал рубля в августе 1998 года и формирование жесткого бюджета стали истинной причиной того, почему правительство приступило к соответствующим реформам.
  • Воздержаться от решения о реструктуризации долга. Можно ожидать, что Кремль обратится с просьбой к администрации Буша использовать ее влияние на “Большую семерку”, чтобы она простила России, по крайней мере, 50 процентов советского долга. При этом в качестве оправдания ссылаются на принятие программы “реформирования” экономики. Хотя декларации и документы важны, должны учитываться только реальная ситуация и результаты. Со времени окончания “холодной войны” очень немногие из объявленных Россией экономических реформ были полностью осуществлены. В сотрудничестве со странами “Большой семерки” администрации США следует подождать, пока Россия не проведет обещанные экономические реформы. В свете высоких цен на энергоносители и позитивный торговый баланс в 40 млрд долларов в год нет смысла прощать России советский долг. К вопросу о реструктуризации следует обратиться только тогда, когда прояснится направление экономических и политических перемен при Путине.
  • Развивать схемы регионального сотрудничества с регионами Северо-Восточной Европы и Черного моря. Стратегически многие российские регионы, например, Калининград, Санкт-Петербург, Карелия, Кольский полуостров, Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, а также Владивосток расположены вблизи морей и являются центрами торговли. Исторически порты и прибрежные районы всегда имели более развитую экономику и бойкую торговлю, чем глубинка. Официальные лица США и группы бизнесменов могли бы сыграть важную роль в содействии развитию транспортных систем, связи и производственных мощностей в таких прибрежных районах. Они могли бы также участвовать в многосторонних советах по инвестированию, в которые могли бы войти государства Европейского союза, страны Северной Европы, Турция, Япония и Южная Корея.
         Главные задачи российского правительства — задачи, которые до сих пор оно не смогло решить, — снизить коррупцию среди местных властей, ввести зоны свободной торговли в качестве притягательных факторов для привлечения инвестиций, освободить эти регионы от жесткого контроля Москвы и обеспечить им адекватную правоохранительную практику и услуги судопроизводства. Государственный департамент США, Торговая палата и представитель США по международной торговле должны следить за ситуацией и немедленно вступать в контакт с российским правительством в тех случаях, когда оно слишком медленно решает проблемы улучшения инвестиционного климата или когда американские инвесторы подвергаются официальной дискриминации.
  • Стремиться к сотрудничеству с международным правоохранительным сообществом по проблемам организованной преступности и коррупции в России. Путин не произвел каких-либо серьезных кадровых перестановок, которые указывали бы на эффективные антикоррупционные меры против высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов. Наоборот, важнейшие союзники наиболее скандально известных олигархов в правовой и правоохранительной системах продолжают занимать свои посты.
         Единственный способ заставить Россию начать бороться с преступностью и коррупцией — это путь сотрудничества с правительствами иностранных государств, Интерполом и Европолом. Эти группы должны ускорить расследования скандала “ФИМАКО”, когда Центральный банк России перевел 37 млрд долларов в оффшорную компанию, и махинаций Бэнк оф Нью-Йорк по отмыванию денег. Правоохранительные органы США должны сотрудничать с федеральным расследованием в Швейцарии по делам “освобождения от активов”, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег, в которые вовлечены ведущие российские компании и видные официальные лица. Если российские правоохранительные органы не будут сотрудничать, Соединенные Штаты должны довести до сведения СМИ самые громкие дела. Международное сотрудничество и разоблачения в СМИ являются эффективными мерами по сокращению международного масштаба российской организованной преступности и воздействия коррупции на государственных чиновников.
  • Расширять сотрудничество по развитию правового государства. Правовая реформа в России застопорилась, несмотря на некоторую помощь со стороны Агентства международного развития США по финансированию программ Американской коллегии адвокатов и предоставление займа Всемирного банка в 1996 г. в сумме 58 млн долларов для реформирования российской судебной системы. Недостаток стратегического видения реформ, отсутствие политической воли и непродуктивность руководства показывают, что правовая реформа как не была приоритетной задачей при Борисе Ельцине, так не стала приоритетом и при бывших и нынешнем министре юстиции. Большинство российских чиновников, отвечающих за правовую реформу, — это советские аппаратчики с юридическими дипломами, не имеющие представления о функционировании независимой судебной системы. Даже известные российские судьи и юристы являются продуктом советской системы, при которой коммунистическая партия диктовала решения суда. Они не полностью понимают и не могут оценить понятие полной независимости судов. В них процветает коррупция.
  • В России давно назрела правовая и судебная реформа, предполагающая привлечение судей-некоммунистов, обеспечение реальной независимости судей всех уровней от местных и федеральных властей, обучение судей относительно новых, рыночно ориентированных законов, разработка разумных учебных планов и подготовка преподавателей для юридических факультетов университетов, обеспечение подготовки в области эффективного управления судами, а также эффективное исполнение решения судов. Российская судебная система слабо финансируется и часто не имеет адекватных помещений и оборудования. Судьи и сотрудники судов получают низкую зарплату и поэтому подвержены коррупции со стороны организованной преступности и бизнеса.
         Новая администрация США должна быть уверена, что высшее российское руководство понимает, что правовая реформа имеет решающее значение для превращения России в полноценно функционирующее демократическое государство с крепкой рыночной экономикой. Российское государство в первую очередь должно найти средства и кадры для проведения реформы. Соединенные Штаты должны предложить помощь в разработке гражданско-правовой структуры, подготовке судей и чиновников, разработке и введению в действие административного законопроекта для ограничения бюрократического произвола, повысить общественное понимание важности верховенства закона для осуществления успешного перехода к действенной рыночной экономике.
  • Ускорить международные расследования российских скандалов по отмыванию денег. Россия не может стать полноправным партнером Запада, пока ее высокопоставленные чиновники и руководители финансового сектора глубоко погрязли в коррупции. У нее также не будет возможности улучшить свои экономические показатели и повысить качество жизни миллионов людей, пока с этим не будет покончено. Западные инвесторы гораздо меньше заинтересованы вкладывать капитал в страны, не имеющие прозрачности и более или менее эффективного уровня государственного управления. Об этом свидетельствуют примеры стран Латинской Америки, Азии и Африки.
         Новой администрации США необходимо продолжать расследование злоупотреблений западной финансовой помощью со стороны Центрального банка России через ФИМАКО и другие тайные оффшорные компании. ФБР и Организации по борьбе с финансовыми преступлениями — международному правоохранительному подразделению министерства финансов США — необходимо предпринять энергичное расследование махинаций по отмыванию денег через Бэнк оф Нью-Йорк и Рипаблик бэнк оф Нью-Йорк для выявления как источников финансовых поступлений, так и лиц, которые нарушают нормы банковской системы США.
         Правоохранительным и разведывательным агентствам также необходимо начать проверку западных и оффшорных банков для обнаружения активов коррумпированных российских чиновников, членов их семей и деловых партнеров. Следует возбуждать уголовные дела во всех случаях, когда был нарушен закон. После обеспечения защиты источников информации и методов ее получения собранные данные должны быть переданы российским правоохранительным органам с требованием привлечения разоблаченных чиновников к уголовной ответственности. Наконец, следует создать всемирную базу данных об операциях по отмыванию денег, которая поддерживалась бы и пополнялась совместно американскими, канадскими и западноевропейскими правоохранительными органами.
         Следует приветствовать деятельность по борьбе с коррупцией внутри России, например, публикацию главы о России в “Транспэренси Интернешнл” и деятельность независимой прессы. Если все имеющиеся пути вмешательства не увенчаются успехом, собранная информация должна получить широкую огласку в России и за границей для мобилизации общественного мнения на усиление давления в пользу реформ.
  • Расширить сотрудничество среди полицейских и разведывательных органов, не угрожая оперативной безопасности. Цель этих мер в том, чтобы собирать разведданные о структуре и функциях преступных организаций и квазикриминальных юридических лиц в России и странах СНГ. Эти данные должны использоваться для предотвращения или, по крайней мере, сужения возможностей для отмывания денег криминальных структур на Западе. В некоторых случаях стоит отказывать во въездных визах. Когда под угрозой оказываются западные компании, преступники из России и Евразии должны предстать перед судом и понести наказание. Это относится к таким видам деятельности, как незаконная продажа оружия, оборот наркотиков, печатание фальшивых денег, проституция и торговля людьми. Поскольку терроризм все больше финансируется за счет этих видов деятельности, разведывательные службы и правоохранительные органы Запада должны расследовать и разрушать связь между организованной преступностью и терроризмом.
         Необходимо предпринять совместные действия для сбора информации о крупнейших фигурах и синдикатах организованной преступности и об отмывании денег, контрабанде наркотиков и незаконной торговле оружием. По возможности обмениваться информацией и предпринимать совместные акции в отношении наиболее коррумпированных операций и преступников в Евразии. Например, российские власти могли бы сотрудничать в операциях по перехвату крупных поставщиков наркотиков и оружия, которые связаны с исламскими радикалами и террористами, и затем предавать этих преступников суду.
  • Расширять поддержку демократических сил в России и Евразии. Как показала политика Рейгана в Восточной Европе, поддержка, оказываемая демократическим силам, помогает США достичь важных внешнеполитических целей. Однако до сих пор менее 10 процентов американской помощи России шло на деятельность по поддержанию демократии. А Агентство международного развития США нередко нерационально распоряжалось этими средствами. Инвестиций в демократию недостаточно. В интересах Соединенных Штатов — увеличить моральную и материальную помощь бесприбыльным неправительственным организациям, которые работают на укрепление демократических свобод и прав личности, например, обществу “Мемориал” и Институту Андрея Сахарова, а также независимым и свободным СМИ, продемократическим политическим партиям и таким личностям, как Сергей Ковалев, политический заключенный советского времени и бывший уполномоченный по правам человека в администрации Ельцина, который борется за превращение России в свободное и демократическое государство.

МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭТОЙ ПОЛИТИКИ

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru