«СЧАСТЛИВЫЙ
ПРИНЦ»
В новой работе Камы Гинкаса
главную роль играет Анна Яновская.
“Пока ты недоволен жизнью,
она проходит” — жизненное кредо
Ани Яновской.
— Не помню, где прочитала, —
смеется.
Читает много и с удовольствием.
Вообще, от всего старается получать
максимум удовольствия — от жизни и от
работы. Глаза озорно светятся. Иногда на
рынке слышит за спиной: “Смотри-смотри,
это та, из «Досье Дубровского»!”.
Может быть, так и приходит слава?
Да, пожалуй именно кино и
телевидение делают актера всенародно
известным. Но на выживание в профессии
проверяет театр. Кино — счастливый
случай. Театр — повседневная работа.
И то, и другое, слава Богу, в ее жизни
присутствует.
— Мне было шестнадцать
лет, когда я поступила в Ярославское
театральное училище. А режиссер Виталий
Дудин ездил тогда по всей провинции,
искал героев для своего фильма по
сценарию Виктора Мережко. Приехал к нам,
сам всех фотографировал. Потом вызвал
меня на “Беларусьфильм” — на пробы.
Я страшно там волновалась. Но
замечательная актриса Людмила Полякова —
до сих пор я ей за это признательна —
сказала: “Не бойся, если забудешь текст,
сейчас не важно, что ты будешь говорить,
важно, какая ты сама, что ты за личность.
Просто будь самой собой”. И вот после
этого я вернулась в Ярославль, а к 8 Марта
получила открытку: “Поздравляем с 8 Марта
и утверждением на главную женскую роль в картине
“Под небом голубым”…
А в училище отпускать не
хотели, говорили, что она много
пропустит. Так и получилось. Когда Аня
вернулась в Ярославль, то сокурсники
уже вовсю репетировали разные отрывки.
Она забрала документы и поехала пытать
счастья в Москву — в ГИТИС.
— Я благодарна судьбе, что
попала не на актерский факультет, а в актерскую
группу режиссерского факультета, в мастерскую
Марка Анатольевича Захарова, где актеры
обучались совместно с режиссерами.
Это совершенно другое дело. И потом Марк
Анатольевич терпеть не может ничего
среднестатистического, он учил мыслить
и чувствовать нетрадиционно,
неординарно.
— А в кино сниматься
разрешал?
— Вот здесь он никогда не
был против, в отличие от Ярославских
педагогов. И когда меня на втором курсе
Владимир Грамматиков пригласил
сниматься в “Осенних соблазнах”,
Захаров отпустил с благословением. И
этот фильм стал для меня очень хорошей
школой — и творческой, и человеческой.
В кино ведь редко бывает чисто
творческая работа. Кино чаще всего
опирается на то, что ты уже умеешь. Ты
должна четко выполнять, что требуется, и
все. Репетиций почти не бывает. А с Грамматиковым
мы репетировали за день до того, как
снимать. Все детально продумывалось.
Сейчас я очень скучаю по такому кино. Мы
очень дружили, были сплоченной командой.
Потом я тоже редко такое встречала.
После выхода “Осенних
соблазнов” Аня получила приз на
фестивале популярных жанров (проще
говоря, комедии) в Адлере за лучшее
исполнение женской роли.
У Ани уже большой стаж работы в кино.
Она снялась в девяти фильмах,
работала как с нашими, так и с зарубежными
режиссерами. Среди ее работ — “Стрингер”
(с Сергеем Бодровым-младшим и Владимиром
Ильиным) Пола Павликовского; “Ветер в городе”
греческого режиссера Петероса
Севастикоглу (по сценарию драматурга
Ольги Михайловой), где свою последнюю
свою роль в кино сыграл Зиновий Гердт
и где Ане посчастливилось встретиться
на съемочной площадке с великой
Мариной Влади; и “У бога за пазухой”
известного польского режиссера Яцека
Бромского (диплом прошлогоднего
фестиваля “Лики любви”).
И еще в ее творческом досье
“Досье детектива Дубровского”.
— Я не считаю, что это
сериал. Это просто качественный
многосерийный фильм, в котором было
не стыдно сниматься. И сделан он на
основе хорошей детективной литературы.
Я прочла все шесть томов — шесть
толстых книжек. Режиссер Александр
Муратов предлагал мне прочесть только
то, что касается моей линии, но я сказала,
что хочу знать всё.
Однако кино, как вы понимаете,
одаривает актеров ролями от случая к случаю,
а театр — дело постоянное. После
ГИТИСа Аню пригласил в “Сатирикон”
Константин Райкин. Одна из главных ролей
в комедии Карло Гольдони “Кьоджинские
перепалки” стала ее дебютом на большой
сцене популярного столичного театра.
— Когда выходишь
несколько раз в месяц на тысячу
зрителей — это большая практика для
молодой актрисы. И за это я могу сказать
Константину Аркадьевичу огромное
спасибо.
Сейчас Анна Яновская
репетирует в новом спектакле Камы
Гинкаса в ТЮЗе.
— Мне всегда был
интересен этот театр. Я почему-то
чувствовала, что рано или поздно окажусь
там. Тем более, что общаться с гениальным
режиссером, который по счастливому
стечению обстоятельств еще и оказался
твоим современником, — это редкая
удача.
“Счастливый принц” —
спектакль и для взрослых, и для детей.
Некоторые дети в конце плачут над
судьбой принца, которого играет Аня
Яновская.
Она — живая, остроумная,
кокетливая. Едем с ней в машине. Аня
сидит за рулем. В магнитофоне —
веселая современная песенка. Аня
подпевает, почти подплясывает. Жизнь так
и играет в ней!..