На первую страницуВниз2007


“ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬ”
СКОРО ПРЕМЬЕРА

“Мне явилась странная мысль — стать мужем женщины, прежде чем сделаться ее любовником”. Действительно, эта мысль звучит сейчас странно и консервативно. Но, оказывается, не менее консервативно она звучала и тогда, когда была высказана — в 1830 году — устами принца Эйзенахского — в комедии Альфреда де Мюссе “Венецианская ночь, или Свадьба Лауретты”.

Если вы любите Мюссе, то вы, конечно, эту комедию читали в выходившем в пятидесятые годы двухтомнике, но вот на сцене ее, наверняка, не видели. Просто потому, что она ни разу еще в нашей стране поставлена не была.

Казалось бы, вся классика уже поставлена. Оказывается, не вся! Оказывается, и у известных авторов есть неизвестные вещи. Даже во Франции эту пьесу не баловали постановками, уж что говорить о России.

“Венецианская ночь” — эскиз молодого Мюссе, его впечатления от Италии, которые каким-то образом, видимо, совпали с впечатлениями молодого московского режиссера Ольги Субботиной

— Почему, Оля, ты взялась за эту пьессу?

— Представьте себе Венецию. Оркестр, всю ночь напролет играющий на площади Сан-Марко. Зажигательно-страстные и пронзительно трагические мелодии. Ощущение вечного безумного карнавала, когда иностранцы просто теряют голову от чувства бесконечной хрупкости и умирания этой красоты. Ведь Венеция все-таки медленно погружается. Мне хотелось продлить существование в этом карнавале. Правда, в моем спектакле карнавал — это скорее образ карнавала-сна, как будто отражения героев в зеркалах начинают жить своей жизнью, кружиться вокруг своих прообразов, влиять на их мысли, поступки.

— Вообще, эта пьеса молодого Мюссе как нельзя больше подходит для компании молодых — артистов, художника, хореографа и режиссера. Ведь в команде у вас — молодежь?

— Мы делаем этот проект в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина, где, как известно, дают возможность пробовать свои силы именно молодым. А в материальном смысле нам очень помогает Западный административный округ Москвы. Пластикой в спектакле занимается ученик Геннадия Абрамова Дмитрий Неживой. Конрт-тенор Ярослав Здоров, знакомый публике по спектаклю Романа Виктюка “Мадам Баттерфляй”, исполняет произведения Вивальди, Перселла, Шуберта. В спектакле заняты также актеры московских театров — Алексей Осипов, Владимир Скворцов, Артем Смола и другие.

— А где ты познакомилась с исполнительницей главной роли? Ведь Елена Захарова после роли Офелии в “Гамлете” Петера Штайна становится восходящей звездой отечественной сцены.

— На “Гамлете” и познакомилась. Я была ассистентом у Штайна. И вот уже более двух лет веду прокат этого спектакля как в России так и за рубежом, работая с группой наших замечательных артистов, звезд русского театра, таких как Евгений Миронов, Александр Феклистов, Ирина Купченко, Владимир Абрамович Этуш.

— И все-таки, почему ты выбрала именно эту пьесу? Ведь 1830-й год.

— В ней Мюссе раскрывает интереснейшую тему, очень глубоко и тонко им прочувствованную, тему взросления и, как следствие, умирания чувств. Взрослея, каждый из нас вынужден меняться, отказываться от каких-то убеждений, привязанностей. Кому-то пройти этот этап удается довольно легко. Но чаще всего это очень болезненный, драматический процесс. Как достойно выдержать жизненный удар, как принять измену любимого человека, как вырвать из своего сердца любовь, как при этом не потерять самого себя? Именно эти вопросы я себе задаю, работая над материалом.

— Каждый большой художник опережает свое время. Случилось ли это и с Мюссе?

— Бесспорно. Вообще, пьеса вызывает много ассоциаций. Германия и Италия — две страны сопоставляются в этой пьесе, написанной за сто лет до второй мировой войны. Или, например, герой, который общается со своим альтер эго. И его друзья — золотая молодежь — химеры самих себя — наводят на мысли о фрейдистских моментах подсознания. Ведь только через сто лет Фрейд вскрывает природу подсознательного. А выбор между чувственным влечением и перспективой безграничной власти кажется абсолютно современным. Жанр я определила так: фрагменты сновидений.

— Какие у тебя планы после “Венецианской ночи”?

— Меня пригласили ставить на большой сцене Театра Моссовета пьесу Елены Грёминой “Мата Хари”.


Не далее как первого ноября этого года Ольга получила премию газеты “Московский комсомолец” за лучший спектакль прошедшего сезона “Шоппинг энд факинг” Марка Равенхилла, который идет в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Спектакль — молодежный, в котором Ольга очень смело и одновременно целомудренно решает тему наркотиков и сексуальных меньшинств. И вот теперь опять же в Центре драматургии и режиссуры — в конце ноября — премьера Мюссе. И это совсем не консервативный театр. Достаточно сказать, что костюмы для героев взяты не из прошлой эпохи. А остальное — смотрите сами, судите сами.

“Что у меня в сердце? Ненависть и любовь! Ненависть — это убийство. Любовь — это похищение... Но мне надо изобрести что-нибудь новое...”

Елена Исаева 

На первую страницу Верх

2007

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru