На первую страницуВниз2007


“ГОРОД  МИЛЛИОНЕРОВ”

Сценическая фантазия на темы пьесы Эдуардо де Филиппо “Филумена Мартурано” — новая премьера “Ленкома”. Отзывы прессы — в основном, восторженные. Есть два отрицательных, но об этом позже.

Все мы привыкли, что каждая премьера в театре Марка Захарова это общемосковский театральный праздник. То, что Инна Чурикова и Армен Джигарханян блистательно играют свои роли — дело обычное. Как же может быть иначе? Театральные завсегдатаи спешат получить удовольствие... Ну, а все-таки... Что же в этой премьере необычного?

Роман Самгин
   

Необычно то, что работал с нашими звездами над этой постановкой еще совсем молодой режиссер — Роман Самгин. Правда, в списке его побед уже есть звание лауреата московского фестиваля “Дебют” — за его предыдущую работу “Бешеные деньги” по Островскому. Эту пьесу Роман поставил со своими учениками на курсе ГИТИСа. А перед этим был еще один спектакль — “Село Степанчиково и его обитатели” — дипломная работа в том же ГИТИСе. Вот немногие, но достойные вехи его творческого пути.

Как вы уже поняли Роман Самгин закончил ГИТИС. Но это было не сразу. Путь в театральную среду из семьи, где мама — инженер, а папа мастер на химзаводе в Ростове-на-Дону, начался, как ни странно, когда Роман пошел в армию. До призыва он прошел прослушивание — на удачу — в Театре Советской армии у Леонида Хейфица, и пошел себе служить в какую-то хорошую часть, затерянную в лесах-болотах. Но вдруг в эту часть пришел запрос из Генштаба — направить такого-то рядового в Театр армии.

Роман Самгин служил в литчасти — завлитом. Море пьес перечитал, что потом и пригодилось. А уже после службы поступил на курс к Захарову. Но прошел только как вольнослушатель. Однако, постепенно стал одним из лучших учеников и, наверное, любимых, потому что, я думаю, любимых актеров можно доверить только любимому ученику. Вот так и появилась на свет постановка “Город миллионеров”.

Роман Самгин консервативен и не скрывает этого. Да это и невозможно скрыть, имея натуральную дубовую декорацию, с перспективой из окон, с живыми цветами, дубовой мебелью. Его задачей стал суперреализм. Возвращение к супертрадиционному театру, а не поиск новых форм, которые уже и найти-то, видимо, невозможно. Ведь и в поэзии, как бы ни изощрялись, играя словами, метаметафористы, народ продолжает читать Есенина. Так и в театре. Очень хочется чего-то традиционного, привычного и мастерски сделанного. Я сама по-прежнему убеждена, что все изощрения и ухищрения возникают в искусстве только тогда, когда не получается сделать традиционно хорошо и приходится выпендриваться — я вот, мол, совсем другим путем пойду. Ты сначала покажи, что ты умеешь на двух ногах ходить, а уж потом стой на одной руке.

Роман Самгин на ногах стоит прочно. И проблематика взятой им пьесы — стара, сентиментальна, и поэтому особенно востребована в нынешнее “изощренное” время. Семья, дом, отец, мать, дети. Бывшая проститутка, вышедшая замуж и скрывавшая свою прежнюю профессию от мужа и детей. Детей, кстати, Роман отсматривал по всем московским школам — несколько сотен человек. В спектакле их трое. И взяты были три тройки, чтобы дети могли заменять друг друга.

И несмотря на несколько отрицательных высказываний по поводу того, что под видом репертуарного театра выступает антреприза — зрелище развлекательное и неглубокое, — семейная мелодрама все равно торжествует. В конце концов не отдавать же на откуп антрепризе все увлекательно-массовые спектакли, волнующие зрителей всех возрастов. Театр, говорящий с людьми на общепонятном языке, театр без экспериментов, но виртуозно выполняющий свое предназначение — заставлять плакать и смеяться, очищать души, то есть, говоря языком теории, испытывать катарсис — вот то, что нужно зрителю.

Елена Исаева 

На первую страницу Верх

2007

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru