Лариса Каневская
Дон Жуан у Никитских ворот
В Театре Розовского режиссер Аркадий Кац поставил «Дон Жуана»
Мольера.
Спектакль удивительно прост тем классическим подходом к великой
драматургии, по которому уже соскучились рядовые театралы. Настоящая
комедия без всякого сюра — как приятно быть здесь зрителем.
Сценография сведена к полному минимализму, что позволило раздвинуть
крошечное пространство сцены до предела. Несколько уходящих вглубь
ступеней, малочисленные предметы интерьера, появляющиеся на короткое
время и музыкальные инструменты (а куда ж без музыки в этом театре) —
вот и вся обстановка.
Текст пьесы актуален до неприличия: какая нынче газета может
выступить с таким острым монологом главного героя о лицемерии во всех
слоях общества? Дон Жуан (Максим Заусалин) — обаятелен, весел, тонок,
игрив, в меру нахален и упрям. Актер, как впрочем, и автор, относится к своему
герою с большой симпатией. Редкая нынче мужская харизма легко одерживает
победы над слабым полом. Женщинам любого возраста и положения вполне
естественно оказываться слабыми и беззащитными перед такой напористой
любвеобильностью. Последующее разочарование и горечь разлуки не умаляют
значения зажженного в сердце любовного огня, возможно единственного в жизни…
Такая любовь подобна фейерверку, моментально вспыхивающему и сгорающему,
но оставляющему яркие воспоминания, украшающие жизнь. Лучше короткий
праздник, чем никакой.
Основная комическая роль принадлежит, безусловно, Сганарелю (Юрий
Голубцов). Житейская мудрость простолюдина и собственное мнение по
любому вопросу комически расходятся с преданностью непутевому хозяину.
Немало удовольствия получают зрители, смеясь ужимкам и прыжкам
старательного слуги. По всем статьям разлаженный дуэт — главная линия
спектакля. В унисон им спеть не дано, да и невозможно, поскольку по
одной дороге они идут в разные стороны…
Веселье сопровождает всю сцену с торговцем Диманшем (Владимир
Давиденко). Так ловко и непринужденно его «кидает» Дон Жуан, что
торговец уходит почти счастливый: такой виртуозности ему самому никогда
не постичь.
Дон Луис, отец Дон Жуана — фигура трагикомическая. Занудно
выговаривая сыну, он вызывает у последнего лишь отторжение, а у зрителей —
сочувствие и смех, когда, спотыкаясь на каждом шагу, в последнюю секунду
чудом избегая падения, гордо и нелепо топорща усы, он заявляет: — «Я сам!»,
боясь оказаться зависимым.
Лишь у Эльвиры (Наталья Рафальская) действительно трагедия. Она,
вверившись Дон Жуану, сбегает из монастыря и тут же убеждается в кратковременности
его любви. Обретенная свобода без любви ей не нужна, и она горестно
возвращается в строгую обитель, схоронив в укромном уголке своего сердца
воспоминания.
Дон Жуан — не простой обольститель и сластолюбец. Он освобождает
себя от всех условностей и условий, подчиняясь лишь своим искренним
чувствам, непостоянным, как волны, как ветер, как стихия… Он уходит,
подставившись тяжелой руке командора, уходит от общества, загнавшего его
в фальшивые рамки лицемерия. Не умея существовать как все, он использует
свою свободу выбора до конца.
На свободное место приходит другой Дон Жуан, но это уже совсем
другая история…
|