На первую страницуВниз2007

Евгений Колесов (Het Mоnster)


ТАЙНЫ ПОВАРА ЮРАЙДЫ

     Что такое оккультные науки и кто ими занимается? Сейчас об этом написано уже так много, что, кажется, в этом без труда можно разобраться. Читай — не хочу. Но в том-то и беда, что среди целого моря литературы толковую книжку найти оказывается довольно трудно. Один понимает, в чем дело, но описывать не умеет, поэтому и его понять не могут. Другой пишет хорошо, но сам не понимает, о чем пишет. Третий просто решил подзаработать, вот и навалял невесть что, зато много. Не удивительно, что оккультистов и раньше считали, и сейчас считают либо «великими посвященными», либо мелкими жуликами.
     Ну, жуликов, сами понимаете, везде хватает. А мы с вами давайте попробуем разобраться, что же такое оккультизм и стоит ли тратить на него время.
     Науки, именуемые оккультными — а это действительно науки, хотя многие и до сих пор именуют их шарлатанством, как в свое время именовали генетику, кибернетику и многое другое... Эти науки исследуют взаимосвязи между явлениями, между которыми на первый взгляд вообще не может быть никаких взаимосвязей. Астролог предсказывает судьбу человека по звездам, хиромант — по линиям ладони, графолог — по почерку, и так далее. В основе этих наук лежит принцип, сформулированный много веков назад магом и ученым Гермесом Трисмегистом: то, что внизу, подобно тому, что наверху.
     Этот принцип выражает единство законов Природы во всех ее проявлениях, от самых великих до самых малых: и Солнечная система, и человек, и микроб подчиняются одним и тем же законам. Поэтому он предполагает также тождество всех человеческих проявлений с самим человеком: буквы, которые человек пишет, дома, которые он строит, даже башмаки, которые он носит, хранят неповторимый отпечаток его личности. По всему, что человек оставляет после себя, можно, во-первых, его опознать, во-вторых, составить довольно точное представление о его жизни, а в третьих и воздействовать на него самого.
     Древние верили в этот принцип и пользовались им; в последующие эпохи он неоднократно отвергался как ложный, «идеалистический», а основанные на нем науки объявлялись лженауками. Хотя криминалистику, основанную на нем же, как-то молча признали наукой — может быть, потому, что приносимая ею польза была слишком очевидна. Теперь интерес к ним возрождается, недоверие проходит. Человечество на новом уровне возвращается к пониманию древнего принципа аналогии.
     Науки, судящие о явлениях одного уровня по их отражениям в другом, называются герметическими: основателями если не всех, то, по крайней мере, большинства этих наук считают Гермеса Трисмегиста. Современное слово «герметический», означающее «плотно закрытый», имеет то же происхождение, потому что эти (да и многие другие) науки долгое время имели статус «тайного знания», доступного лишь посвященным. Тайный, закрытый характер этого знания отражает и другое название этих наук — эзотерические (от греч. «эзотерикос», внутренний): в них посвящали не всех, а лишь самых верных приверженцев учения. Остальным рассказывали более простые вещи, читали «краткий курс» тех же наук, называвшийся «экзотерическим», внешним. Как сказали бы мы сегодня, существовали знания «для элиты» и «для населения».
     Есть у этих наук и третье название — оккультные, от лат. «оккультус», также означающего «скрытый», «тайный» (буквально: находящийся в тени). Оккультизм — это род философии, особый взгляд на мир, предполагающий признание повсеместного тождества управляющих Природой законов. Правда, с течением времени под оккультизмом стали понимать самые разные вещи, не имеющие к нему прямого отношения: и различные виды мантики, то есть гадания, и спиритизм, то есть учение о духах и способах общения с ними, а также целый ряд скорее религиозных, чем философских течений, представляющий собой синтез различных учений Востока и Запада.
     В свое время, особенно на рубеже прошлого и нынешнего веков, оккультизмом занималось много народу: он был в моде. Юный Макс Волошин бывал на спиритических сеансах, юный Корней Чуковский составлял гороскопы, юный Алексей Толстой читал книги Блаватской и других писателей-оккультистов. Даже царская семья принимала у себя знаменитого доктора Папюса, астролога и хироманта. Но со временем этот интерес проходил, и не в последнюю очередь потому, что среди тех, кто называл себя «хранителями величайших тайн всех времен и народов», настоящих ученых было мало: подавляющее большинство составляли откровенные обманщики или сумасшедшие. Недаром Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайду, который хоть и издавал оккультный журнал, но, тем не менее, удивлял всех потрясающими филе на сметане или рагу.
     Впрочем, судя по словам того же Гашека, Юрайда отнюдь не был ни обманщиком, ни сумасшедшим. Сам Гашек не любил оккультистов, но, как настоящий писатель, и тут не погрешил против истины: у многих оккультистов в гороскопе хорошо выражена Венера, а она, между прочим, означает и неплохие кулинарные способности. Деятельность повара «на гражданке» казалась странной только офицерам, поглощавшим его продукцию. На самом же деле в оккультизме не было, да и нет никакой тайны. Это просто определенный взгляд на мир, один из методов познания действительности.
     Развивались оккультные науки так же, как все другие, например, физика или химия. Если первоначально ими занимались «в комплексе» — химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном — астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем, границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают все новые дисциплины, да и сама область оккультных наук тесно соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно было бы объединить под названием наук о человеке.
     Таких наук очень много. Даже их алфавитный список, от антропологии до языкознания, занял бы столько же места, сколько вся эта статья. В наши дни человек, решивший изучать какую-то одну из этих наук, вынужден не только «узнавать все больше о все меньшем и меньшем» (узкая специализация), но и постоянно обращаться к «соседним» наукам. Так, психиатру часто приходится изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу бывает не обойтись без хиромантии, графологии или Таро.
     Чтобы поближе познакомиться с оккультными науками, мы для удобства разделим их на три группы. Во-первых, это дисциплины, использующие объективные данные о человеке, то есть те параметры, которых он сам изменить не может: дату рождения, форму и линии ладони, почерк и т.д. К таким дисциплинам относятся в первую очередь астрология, графология и хирология (хиромантия), а также дактилоскопия, которая, в сущности, есть не что иное, как один из разделов хирологии.
     Сюда же относятся ныне почти забытые френология (установление характера по выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также процветающая ныне нумерология — определение характера и предсказание судьбы по числовым значениям букв имени и цифр даты рождения.
     К ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие объективные данные: уже упоминавшаяся криминалистика, паралингвистика (изучение мимики, жестикуляции) и многие диагностические методики — например, иридология, определяющая состояние здоровья по радужной оболочке глаза. В конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию, выводы которой тоже строятся на объективных проявлениях личности — реакциях, высказываниях и т.п., симулировать которые достаточно сложно.
     Вторая группа оккультных наук оперирует субъективными данными, то есть тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Это главным образом какие-то образы подсознания, которые сам человек обычно истолковать не умеет; специалист выступает здесь в роли «дешифровщика». Сюда относятся все мантические дисциплины, то есть различные способы гадания.
     Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе не возник бы сам вопрос. Гадательные символы лишь помогают сделать этот ответ понятным.
     Толкование снов (онирология) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному миру. Сюда же следует отнести и каббалистическую нумерологию, исследующую случайные сочетания букв и цифр.
     Со стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает психология, также занимающаяся изучением тех данных, которые человек дает о себе сам, что-то сообщая, а что-то утаивая. Наиболее ярко эти признаки психологии выражены в психоанализе Фрейда. Ясно, что к этой категории относятся и столь распространенные ныне психологические тесты.
     И, наконец, третья группа оккультных наук — науки магические, основная цель которых — не изучение характера человека и не предсказание судьбы, а воздействие как на то, так и на другое. Магией занимались как люди высокоученые (царь Соломон, Платон, граф фон Гогенгейм, он же Парацельс), так и простые — шаманы, колдуны, ворожеи. Три волхва, пришедшие, по евангельскому сказанию, поклониться младенцу Иисусу, тоже были не кем иным, как вавилонскими магами, узнавшими о рождении Спасителя из наблюдений за небосводом.
     Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. В христианских странах магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мире, то вторая имеет противоположную цель.
     Не знаю, огорчу ли я наших читателей или утешу, если скажу, что магов, как «белых», так и «черных», у нас практически нет. Есть просто люди, по разным причинам называющие себя таковыми, и многие даже искренне верят в свои способности, но результат их «магических» действий бывает обычно невелик. Магия — наука сложная, одних способностей тут недостаточно, надо долго учиться. Хотя некоторыми магическими приемами, конечно, можно овладеть быстро.
     Важнейшим магическим средством является слово, то есть определенная магическая формула, заклинание. Отсюда ясно, что все виды гипноза, в том числе самовнушение, аутогенная тренировка и т.д., использующие словесные формулы, также тесно примыкают к магии. Для магического воздействия могут применяться не только заклинания, но и символы, предметы, а также различные способы контактного и бесконтактного воздействия. В этом плане к магическим дисциплинам примыкают многие виды нетрадиционной терапии.
     Такова краткая характеристика оккультных наук, которым посвящена эта рубрика. Предпринятая нами классификация показывает, что непроницаемой границы нет не только между отдельными оккультными науками, но и между науками оккультными и неоккультными: данные, полученные одной из них, с успехом могут быть использованы другой. И те, и другие помогают человеку познать самого себя, а это труднейшая из задач, когда-либо выпадавших на его долю.
     ...Когда-то давно, когда я еще не верил ни в какие герметические науки, мне повстречался один человек, уже открывший для себя многое на этом пути познания. Он спросил меня только: «А ты пробовал?» — Я ответил: «Нет». — «А ты попробуй!» — И я сел за книги.
     Попробуйте и вы — может быть, и вы найдете для себя ответы на многие вопросы.
 

На первую страницу Верх

2007

Copyright © 2007   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru