На первую страницуВниз


21 ноября 2001 года

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДЫ — 
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ДОХОДАХ 
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ

Профессор финансов колледжа Андерсона в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) д-р Ричард Ролл, и Джон Тэлботт, в прошлом банкир в сфере инвестиций, опубликовали новое значительное научное исследование. В нем рассматривается одна из самых популярных тем в экономике — выявление причин огромных различий в доходах людей в различных уголках земного шара.

Разница в ежегодных доходах на душу населения достигает почти ста раз (от 440 долларов в Сьерра-Леоне до 41 230 долларов в Люксембурге). В прошлых исследованиях процветание страны, как правило, ассоциировалось с ее культурой, географическим положением, историей и религией. Однако их воздействие малозаметно в краткосрочном и среднесрочном плане. Авторы данного исследования стремились выявить глубинные факторы процветания, то есть те макроэкономические, структурные, политические и институциональные условия, которые объясняют различия в уровнях благосостояния стран и реально подвержены изменениям.

Приблизительно 85 процентов различий в доходах на душу населения в мире может быть объяснено переменными знаковыми факторами. Важнее всего защита прав собственности (+) и влияние «черного рынка» (-). Это так же государственное регулирование (-), инфляция (-), гражданские свободы (+) политические права (+), свобода печати (+), государственные расходы (+) и торговые барьеры (-).

Для того чтобы проверить, что эти переменные представляют собой причины, а не следствия высоких доходов, авторы отслеживают траектории доходов на душу населения до и после осуществления политической либерализации или прихода диктатуры за период в последние пятьдесят лет. Либерализация, как правило, приводит к радикальному увеличению доходов страны, тогда как значительное сокращение роста обычно является следствием событий антидемократического характера.

Авторы приходят к выводу, что любая страна будет развиваться быстрее, если будет обеспечивать надежную защиту прав собственности, способствовать возникновению независимой судебной системы, бороться с коррупцией, свертывать обременительное государственное регулирование, содействовать становлению демократического государства и свободной прессы, которые защищают политические права и гражданские свободы. Таким образом, будет создан здоровый климат для экономической деятельности.

Когда иностранный или национальный предприниматель уверен, что его контракты не будут аннулированы, его собственность не будет экспроприирована, его сбережения не будут поглощены инфляцией, а он не подвергнется вымогательству со стороны коррумпированного и авторитарного государства, он с удовольствием будет инвестировать средства в свой бизнес, и тогда вся экономика начнет расти и процветать.

Этот взгляд разительно отличается от мнения других экспертов, которые уверены, что правительство должно играть активную роль в привлечении капитала, заманивании иностранных инвесторов, развитии международной торговли и выступать в качестве главной движущей силы в развитии страны. Авторы считают, что при обеспечении необходимого правового, экономического и политического климата роль правительства в целом исчерпывает себя. В дальнейшем его функции должны заключаться в том, чтобы гарантировать равные, честные и неизменные правила игры для всех граждан. Это вывод потребует серьезных изменений в политике предоставления помощи иностранным государствам, осуществляемой МВФ и Всемирным банком. Макроэкономических адаптационных программ уже недостаточно. Финансовая помощь в будущем должна быть поставлена в зависимость от создания систем права и защиты собственности и демократических реформ. Помощь без реформы обречена на полную неэффективность с точки зрения ускорения развития и снижения уровня бедности.

Авторы обнаружили, что многие переменные, которые в прежних исследованиях считались важными, при пристальном анализе вовсе не являются таковыми. Например, до сих пор утверждалось, что торговля — важнейшая составная часть успешного развития. Однако, по мнению авторов, она фактически не играет роли в уровнях благосостояния стран. Судя по всему, развитие в большей степени зависит от внутреннего роста, генерируемого сильной национальной экономикой.

Ранее многие экономисты подчеркивали важность инвестирования как ключа к экономическому росту. Авторы признают, что в стремительно растущей экономике капиталовложения появляются естественным образом, однако сами по себе такие инвестиции не достаточны для того, чтобы вызвать экономический рост.

Культурные и религиозные различия лишь в малой степени объясняют огромный разрыв в уровне благосостояния стран мира. Впечатляющая экономическая производительность в одной стране отражает преимущества ее населения, но не свидетельствует о том, что одни народы более трудолюбивы, чем другие.

Основой успешного развития является справедливая система, способствующая выгодному экономическому обмену без риска экспроприации и отмены контрактов. Необходимо эффективное правительство, так как значимые переменные представляют собой коллективные действия, которые ни один индивидуальный предприниматель не в состоянии совершить в одиночку. Как только правительство какой-либо развивающейся страны установит правила честной игры и гарантирует их применение, ему следует отойти на задний план и пожинать плоды экономического роста.

В исследовании использованы материалы Фонда «Наследие» и других научно-исследовательских организаций.

ПРЕСС-РЕЛИЗ 

Пресс-релиз распространен Московским представительством Фонда «Наследие»
 (тел./факс: 290-6107).

На первую страницу Верх

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru