На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)

 

16 июля – 5 августа

В политической жизни России — затишье. Парламент и большинство госчиновников в отпусках. События последних недель были связаны в основном с внешнеполитическими факторами. Генуэзская встреча «Большой восьмерки» подтвердила, что Россию признают в качестве мировой державы, несмотря на ее существенное отставание по экономическим параметрам. Решение проблемы выплаты долгов, сокращение зависимости от иностранных кредитов, принятие относительно либерального налогового и земельного законодательства — все это способствовало восстановлению доверия к нашей стране.

Наметились определенные положительные сдвиги и в отношениях с Америкой. В Генуе Буш и Путин, судя по всему, договорились о том, что Москва может пойти на изменение Договора о ПРО 1972 года, если Вашингтон согласится с радикальными сокращениями стратегических вооружений на российских условиях. А это означает, что при существенном уменьшении числа ядерных боеголовок с нынешних 6-6,5 тыс. до 1,5-2 тыс. у каждой стороны Россия будет отстаивать право сохранить ракеты с разделяющимися головными частями. Они всегда вызывали наибольшую озабоченность у США: их даже назвали «Сатана». В любом случае между двумя странами начинается серьезный торг. По словам бывшего министра обороны Игоря Сергеева, ныне помощника президента по вопросам стратегической стабильности, уже наработано 30 вариантов развития событий.

Интенсифицировались персональные российско-американские контакты по широкому кругу вопросов. В Москве побывали советник США по национальной безопасности Кондолиза Райс, ряд министров администрации Дж. Буша-младшего. Министр иностранных дел Игорь Иванов встречался со своим американским коллегой Колином Пауэллом. 7-8 августа в Вашингтоне будет находиться представительная российская военная делегация во главе с первым замом начальника Генштаба Балуевским. А в середине августа в Москву приедет министр обороны США Дональд Рамсфелд. 

Помимо прямых контактов с американцами по вопросам ПРО Кремль предпринимает и другие усилия с целью предотвратить развертывание Соединенными Штатами новой системы противоракетной обороны. В этом плане показателен помпезный визит в Россию северокорейского лидера Ким Чен-Ира. Ему организовали железнодорожную поездку по всей стране в его бронированном поезде с торжественными встречами и беспрецедентными мерами безопасности. На пути его следования отменялись регулярные поезда и электрички, надолго закрывались железнодорожные переезды. По оценкам экспертов, по меньшей мере, 250 тыс. россиян пострадало (опоздали, не могли уехать) в результате каприза северокорейского диктатора, который, оказывается, не выносит авиаполетов.

Зато в Москве из Ким Чен-Ира выжали заявление о том, что ракетная программа Пхеньяна носит исключительно мирный характер. Цель ясна. Надо подорвать главный аргумент США в пользу новой ПРО о том, что угроза сейчас исходит от государств-изгоев типа той же Северной Кореи. 

Однако вопрос в том, насколько велика цена таких корейских заявлений. Помнится, что во время визита Путина в КНДР Ким Чен-Ир уже говорил нечто подобное, и российский президент привез эту сенсацию на встречу «Большой восьмерки» на Окинаву. А потом северокорейский лидер сказал, что, мол, «пошутил». Так что вопрос о ракетных амбициях Пхеньяна далеко не снят.

Да и вообще подчеркнутое заигрывание с Северной Кореей, где демократией и свободной экономикой и не пахнет, выглядит со стороны странно. Он него сильно веет советской традицией поддерживать всех тех, кто критикует США и одобряет нас. Характерно и то, что северокорейскому президенту показывали в основном ракетные производства, как будто подталкивали его к развитию собственных программ в этой области. И это в условиях, когда подавляющее число населения КНДР живет на грани голода. Поощрение далеко идущих планов корейских лидеров в ракетно-космической сфере выглядит в этих условиях просто цинично.

Однако это вполне отвечает интересам военно-промышленного комплекса, чьи позиции при Путине постепенно вновь укрепляются. На прошлой неделе правительство одобрило федеральную целевую программу по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса России на 2001-2006 годы. Согласно ей, предполагается усилить концентрацию производства путем создания 36 крупных холдингов, которые будут получать солидные средства из госбюджета.

Продолжается и укрепление политических позиций министерства обороны. За последнее время оттуда были убраны две достаточно одиозных фигуры — первый зам. начальника Генштаба генерал Валерий Манилов, прославившийся своими, мягко говоря, противоречивыми заявлениями о событиях в Чечне, и начальник управления международного военного сотрудничества Леонид Ивашов, известный как последовательный противник НАТО и любого сотрудничества с ней. 

Эти кадровые меры, безусловно, — сигнал Западу о том, что новое «гражданское» руководство минобороны, в первую очередь, сам министр Сергей Иванов, занимает более умеренную позицию и стремится откреститься от откровенных «ястребов». Иванов постепенно продвигает своих людей на ключевые посты в министерстве, отдавая предпочтение таким же, как он выходцам из разведывательных служб. Предполагается скорая замена начальника Генштаба Квашнина, занимающего по многим вопросам отличную от Иванова позицию во внешнеполитическом плане и в отношении реформирования вооруженных сил.

На последнем заседании Госдумы во втором чтении был принят Земельный кодекс. Однако сейчас ясно, что с его помощью аграрную реформу не провести. Вопреки обещаниям правительства и пропрезидентских фракций, отдельный закон о рыночном обороте сельскохозяйственных земель, что называется, «провис». Более того, премьер Касьянов недавно заявил, что у правительства вообще появились аргументы против свободной купли-продажи сельхозугодий. Аграрной реформе в России уготована трудная судьба.

9–15 июля

Завершилась весенняя сессия Государственной Думы. Пожалуй, ее главным итогом стало принятие во втором, практически окончательном, чтении Земельного кодекса. Вокруг этого законопроекта до самого последнего момента шла ожесточенная борьба. Коммунисты протестовали против того, чтобы иностранцам предоставлялись равные права с россиянами на владение несельскохозяйственными земельными участками и их продажу. Однако проправительственное большинство вновь одержало победу: при 253 голосах “за” и 152 “против” Земельный кодекс был принят.

Следует заметить, что новый закон отнюдь не решает всех проблем, связанных с собственностью на землю. Да, он облегчает регулирование вопросов с землей под промышленными предприятиями, что является непременным условием для иностранных инвестиций в российскую экономику. Но это только 2 процента земельных ресурсов России. Что же касается собственно сельскохозяйственных угодий, то на этот счет Земельный кодекс не содержит конкретных положений. И неизвестно, когда этот важнейший элемент свободной рыночной реформы найдет наконец свое разрешение.

Последние поправки к кодексу в некотором роде ограничили его реформаторские начала. Так, иностранным инвесторам не будет разрешено приобретать участки в приграничных территориях, определенных правительством.

Как бы то ни было, Земельный кодекс все же несет в себе известные рыночные концепции. Вновь подтвержден принцип свободной купли и продажи земли. И это своеобразная победа реформаторских сил в высших эшелонах власти. Неудивительно, что коммунисты, проиграв битву за этот документ, намерены продолжить спор уже в Конституционном суде. Они планируют сделать акцент на то, что более трети субъектов федерации высказались против этого кодекса. Однако с процедурной точки зрения этот аргумент весьма уязвим: решения региональных законодательных собраний не были оформлены должным образом.

В целом завершившаяся сессия Госдумы ознаменовалась убедительным успехом проправительственных фракций. Президентской администрации и правительству удалось провести практически все выгодные им законы в сфере налогов, трудового регулирования. С 35 до 24 процентов снижен налог на прибыль. По оценке лидера правых Бориса Немцова, сейчас у России одно из самых прозрачных налоговых законодательств в мире, благодаря чему к 2002 году она может стать самой экономически свободной страной. Характерно и мнение левых: лидер КПРФ Геннадий Зюганов полагает, что в истории Думы “более омерзительной сессии еще не было”. Коммунисты явно теряют влияние в обществе и политике и нервничают.

Завершение политического сезона ознаменовалось еще одним событием. Учрежден союз движений “Отечество” и “Единство”, которые подтвердили свою лояльность президенту Путину. Это вполне закономерно в отношении “Единства”, которое и создавалось как опора для тогдашнего ельцинского выдвиженца. Однако присоединение “Отечества”, оппонировавшего тогда Путину, выглядит как капитуляция мэра Москвы Юрия Лужкова и лидера фракции “Отечество-Вся Россия” Евгения Примакова. Они, судя по всему, окончательно осознали, что шансов на самостоятельное политическое выживание и будущее у них нет, и решили примкнуть к проправительственному большинству. Разумеется, им уготованы вторые роли в новом союзе.

На прошлой неделе вопросы ущемления индивидуальных свобод вновь вышли на первый план. Речь идет о том, что секретные службы, согласно их внутренним инструкциям, вновь обретают право регистрировать и расследовать анонимные “сигналы”. В годы перестройки это было запрещено, а сейчас сталинская практика анонимных доносов восстанавливается. Характерно, что кассационная коллегия Верховного суда России отвергла претензии правозащитников на этот счет и утвердила за Федеральной службой безопасности право принимать анонимные заявления.

Ситуация в Чечне остается сложной. Осуществляемые федеральными силами “зачистки” вызвали протесты местного населения и привлекли внимание российской и мировой общественности. По сообщениям прессы, задержанных для проверки подвергали избиениям, а их дома были ограблены. Несколько чеченцев попросту “исчезли”. Отдельные российские военные деятели сначала даже допустили, что факты преступлений со стороны федеральных войск действительно имели место. Однако потом дело стали “спускать на тормозах”, говоря лишь об “отдельных нарушениях”. Как бы то ни было, конфронтация в Чечне между федералами и местным населением, безусловно симпатизирующим и поддерживающим боевиков, продолжается. Это касается и соседней Ингушетии, народ которой является родственным чеченскому. Они тоже принадлежат к роду вайнахов и также оказывают поддержку чеченским формированиям.

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
  e-mail info@erfolg.ru