На первую страницуВниз


АМЕРИКАНО-ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ: 
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА, СОЗДАНИЕ КОАЛИЦИИ,
ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Обзор публикаций фонда “Наследие” (США)

В последние дни американский фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) — крупнейший исследовательский центр консервативной ориентации в США — опубликовал серию аналитических материалов, посвященных различным аспектам возможной военной операции США против Ирака. В частности, в меморандуме, подготовленном аналитиком Института международных исследований Фонда Дж. Спенсером и посвященном проблеме полномочий верховной власти в ходе войны, подчеркивается, что президент Соединенных Штатов несет высшую ответственность за защиту американского народа и конституции страны и как верховный главнокомандующий обязан предпринимать в этих целях все необходимые меры. Конгресс со своей стороны должен сейчас в полный голос заявить о своей поддержке самых решительных действий президента против Ирака.

При осуществлении военной операции следует исходить из того, что она предпринимается для упреждения нападения со стороны Багдада и поэтому полностью соответствует общепринятым международно-правовым принципам. Право на самооборону закреплено в Уставе ООН и предполагает возможность нанесения упреждающих ударов. Правительство Соединенных Штатов обладает полным правом самостоятельно решать, что именно представляет угрозу для Америки и что необходимо делать в этой связи. Президент как верховный главнокомандующий наделен полномочиями для использования вооруженных сил США в целях обороны.

По мнению американского аналитика, при принятии решения об упреждающей военной акции против Ирака следует учитывать следующие уроки событий 11 сентября:

  • одно только сдерживание недостаточно для предотвращения агрессии;

  • время предупреждения о нападении может быть минимальным или вообще равным нулю;

  • вполне реально использование противником оружия массового уничтожения (ОМУ);

  • только тесное взаимодействие между государственными и неправительственными организациями обеспечит необходимый синергизм действий;

  • видение международного будущего противниками США несовместимо с американской безопасностью.

Как полагает Дж. Спенсер, в случае с Ираком американцы должны руководствоваться еще и следующими прикладными уроками, вытекающими из предыдущей политики Хусейна:

  • многочисленные предупреждения не отвратили Ирак от осуществления враждебных акций, угрожающих Соединенным Штатам и их интересам;

  • продолжающаяся разработка Ираком ОМУ означает, что Соединенные Штаты могут подвергнуться удару при исключительно малом времени предупреждения;

  • исторический опыт применения Хусейном ОМУ указывает на вероятность его использования и в будущем;

  • агрессивность Ирака и его связи с международным терроризмом представляют собой смертельно опасную комбинацию, которой необходимо противостоять;

  • вопиющие нарушения Ираком соглашения о прекращении огня от 1991 года показывают, что его позиция несовместима с задачами обеспечения американской безопасности.

Что в этих условиях должны сделать высшие органы государственной власти США? Президент должен по-прежнему занимать предельно жесткую позицию в отношении Ирака и убедить конгресс принять резолюцию, которая обеспечит ему достаточную гибкость в осуществлении военной операции против терроризма. Со своей стороны конгресс должен проголосовать за такую резолюцию и тем самым продемонстрировать свою поддержку президента.

Временно работающий в Фонде английский исследователь Н. Гардинер рассматривает в своем аналитическом материале вопросы создания антииракской коалиции. Он, в частности, напоминает, что в своем недавнем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН президент Дж. Буш призвал международное сообщество присоединиться к Соединенным Штатам в противодействии угрозам, исходящим со стороны иракского режима во главе с Саддамом Хусейном и его растущего потенциала ОМУ. Автор подчеркивает, что наиболее сильную поддержку американской позиции оказывает сейчас Великобритания, которая почти наверняка примкнет к военной акции Вашингтона для свержения диктаторского режима в Багдаде.

Кроме того, в американо-английской операции, скорее всего, будет участвовать и австралийский контингент. Можно предполагать, что и новые члены НАТО, например, Польша и Чехия, также внесут свой военный вклад. Такие союзники США по НАТО, как Турция, Италия и Испания и отдельные арабские страны, в частности, Кувейт и, возможно, Саудовская Аравия, Иордания и Катар могут предоставить средства материально-технического обеспечения. Как только станет ясно, что Саддам не намерен выполнять решения ООН, еще более значительное число государств окажет дипломатическую поддержку Соединенным Штатам.

Таким образом, считает Гардинер, Вашингтон будет отнюдь не одинок в своих военных усилиях, направленных на нейтрализацию угрозы со стороны иракского режима. В целях консолидации международного сообщества и создания эффективной антииракской коалиции администрация Дж. Буша должна делать следующее:

  • вести дело к принятию новой резолюции Совета Безопасности ООН для предотвращения угрозы, исходящей от иракского ОМУ;

  • тесно сотрудничать с Великобританией в целях создания международной антииракской коалиции;

  • объединять военные и дипломатические усилия, которые жизненно необходимы не только для уничтожения иракского ОМУ и программ его создания, но и для достижения долговременных целей в послевоенный период;

  • осудить политику умиротворения Ирака, осуществляемую Европейским Союзом и Лигой арабских государств. Необходимо выступить с жесткими упреками в адрес ведущих оппонентов акции против Ирака, прежде всего, Германии, обвинив их в моральной трусости перед лицом тоталитарного режима;

  • создать объединенное американо-английское командование для послевоенных сил безопасности в Ираке. Именно американские и английские военачальники должны осуществлять управление всеми коалиционными силами, включая и подразделения других стран, например, Франции и России, если они проявят желание участвовать в них. Вашингтон должен противостоять попыткам разделить Ирак на административные зоны, управляемые отдельными союзниками по коалиции, как это было в Косово или послевоенной Германии.

Как заключает эксперт Фонда “Наследие”, сейчас становится очевидным, что настроения мирового сообщества разворачиваются против Багдада, и Соединенные Штаты не будут одинокими в своих усилиях избавить мир от угрозы, исходящей от Саддама Хусейна.

Уже упоминавшийся Дж. Спенсер и другой эксперт Института международных исследований Фонда “Наследие” Б. Спринг прогнозируют характер использования вооруженных сил США в Ираке уже в период после успешного окончания военных действий. По их мнению, президент США должен со всей ясностью дать понять, что американское военное присутствие в постсаддамовском Ираке будет нацелено исключительно на обеспечение жизненно важных интересов США. Перед американскими войсками не будет стоять задача так называемого строительства нации, то есть, вмешательства во внутренние дела страны с целью навязывания ей американских схем политического обустройства.

По мнению американских аналитиков, послевоенное присутствие США в Ираке должно преследовать следующие цели:

  • обеспечить защиту американской территории, населения и институтов от опасности нападения, что потребует уничтожения террористической инфраструктуры и объектов по разработке ОМУ в Ираке;

  • предотвратить возрождение Ирака как доминирующей враждебной силы в регионе Персидского залива, не допустив в то же время его полного уничтожения и последующего доминирования враждебного Америке Ирана;

  • обеспечить защиту энергетической инфраструктуры Ирака от внутренних диверсий или внешнего нападения, вернуть Ирак на мировой рынок энергоресурсов с гарантированным доступом Соединенных Штатов к этим ресурсам.

Эксперты Фонда “Наследие” выдвигают следующие предложения относительно внешнеполитических принципов военного присутствия США в Ираке:

  • деятельность вооруженных сил США в послевоенный период должна быть сосредоточена на закреплении достигнутых в ходе операции результатах, а не на управлении страной или создании нового правительства. Этим должны заниматься гражданские власти временного правительства Ирака;

  • группировка сил, которая уничтожит режим Саддама, будет более чем достаточной для осуществления действий в послевоенный период. Это примерно 100 тыс. военнослужащих. В дальнейшем американское военное присутствие, дополняемое силами союзников, должно составлять примерно 40 тыс. чел. В их функции будет входить уничтожение террористической сети, иракского потенциала и инфраструктуры ОМУ, защита его энергоресурсов и предотвращение гегемонии сопредельного Ирана в данном регионе. Следует исключить участие американских военнослужащих в каких-либо миротворческих акциях;

  • послевоенное присутствие американских ВС в Ираке не должно быть ограничено произвольно установленными сроками. Оно должно диктоваться конкретными потребностями безопасности США. Однако вашингтонской администрации следует избежать и вообще бессрочного военного присутствия. По мере достижения каждой конкретной военной цели должно проводиться его сокращение.

Экономическое процветание постсаддамовского Ирака — это тема исследования известных в России аналитиков Фонда “Наследие” А. Коэна и Дж. О’Дрисколла. Они считают, что после сорока лет экономического угнетения и злоупотреблений багдадского режима иракский народ нуждается в восстановлении здоровой экономики для обеспечения достойной жизни граждан и благосостояния страны в целом. Режим Саддама Хусейна обанкротил богатейшее государство, которое, как считается, располагает вторыми в мире по величине запасами нефти после Саудовской Аравии. Нефтедобыча обеспечивает 60 процентов ВВП страны и 95 процентов валютных поступлений. И в то же самое время внешний долг Ирака достиг астрономической цифры в 140 млрд долларов.

По мнению экспертов Фонда “Наследие”, свергнув режим Хусейна, администрация президента Буша должна помочь новому иракскому правительству провести фундаментальную структурную реформу в экономике, включающую всеобъемлющую, упорядоченную и транспарентную приватизацию различных отраслей, в том числе нефтедобычи.

Для осуществления эффективной политики в новом правительстве Ирака должны быть представлены все основные религиозно-этнические группы страны — арабы-шииты, арабы-сунниты и курды. Наилучшей моделью государственного устройства для Ирака была бы федерация. Для новых иракских лидеров будет важно, чтобы Соединенные Штаты и международные организации предоставили им необходимую консультационную и техническую помощь. В свою очередь Ираку следует отказаться от проводившейся в прошлом этатистской политики и подтвердить свою приверженность принципам рыночной экономики.

Администрация Буша, союзники США и международные организации должны содействовать новому иракскому правительству в разработке и осуществлении пакета экономических реформ, который включал бы следующие меры:

  • создание современной правовой среды, которая защищала бы права собственности и благоприятствовала бы приватизации;

  • осуществление образовательных программ и подготовка населения Ирака к проведению структурной экономической реформы, развертывание широкой информационной кампании в ее поддержку;

  • привлечение иракских эмигрантов и других арабоговорящих специалистов, получивших финансовое, правовое и деловое образование на Западе для заполнения государственных должностей при проведении экономической реформы и приватизации;

  • освобождение внутренних цен, включая коммунальные услуги и энергоносители;

  • подготовка к приватизации объектов государственной собственности, включая промышленные объекты, транспортные средства, морские порты и аэропорты, трубопроводы;

  • поддержание сбалансированного бюджета и обеспечение низкого уровня инфляции, налогов и тарифов;

  • либерализация и расширение внешней торговли с перспективой вступления Ирака в ВТО.

Главный вывод этого аналитического материала: экономический рост может стать важным вкладом в стабилизацию Ирака. Это позволит вывести войска США и других государств, размещенные в этой стране после свержения Саддама, вскоре после того, как будет ликвидирован репрессивный режим и угроза со стороны ОМУ. Структурная реформа в Ираке и всеобъемлющая приватизация станут стратегией победы для народа Ирака, его будущего правительства, для всего региона и Соединенных Штатов.

Обзор подготовлен Московским представительством Фонда “Наследие”. С материалами на английском языке можно ознакомиться на сайте www.heritage.org/research.

 

На первую страницу Верх

Copyright © 2002   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru