Наш Конкурс
Андрей Ивонин родился в Москве в 1959 году. Более 25 лет
работает в Театре
на Малой Бронной. Сейчас – заведующий художественно-постановочной частью.
Почетный работник культуры г. Москвы.
Пишет стихи и тексты
песен. В сотрудничестве со многими композиторами и исполнителями
выпущены три компакт-диска. Автор книги стихов «Слово» (2008).
АНДРЕЙ ИВОНИН
СУМЕРКИ
Вражда
Мусор рассыпаешь из ведра.
Без причины хмуришься с утра.
Сигареты со стола берешь.
Долго из-под крана воду пьешь.
Нить вдеваешь в швейную иглу.
От обиды куксишься в углу.
Исподлобья на меня глядишь.
За стеной посудою гремишь.
Может, встала ты не с той ноги.
Может, мы с тобой почти враги,
И, враждой истерзанные в прах,
Говорим на разных языках.
* * *
Когда, как тень, вползает в дом беда,
Все изменяя раз и навсегда,
Когда в глазах кружится потолок,
Когда земля уходит из-под ног, –
Из дома выйти. В сумерки. В метель.
Туда, где ветер двери рвет с петель.
Идти напропалую, напрямик,
В глухом пальто, уткнувшись в воротник.
То медленно, то, ускоряя шаг, бегом,
Хватая воздух судорожным ртом.
Как с головою в омут, в петлю, в бой,
Не видя ничего перед собой,
Не глядя на прохожих и дома,
Не думая, чтоб не сойти с ума.
* * *
Резко поднявшись
нарушив молчанье предметов
равновесие
земли и неба
воды и огня
хлопнув дверью уходишь
нервной походкой
все дальше и дальше
исчезая в пространстве
в сумерках ночи
в толпе
и вот
уже совсем не видна
но еще долго
за тобой
тянется шлейф сожалений
обид
и привычек…
Воспоминания детства
Воспоминания детства зыбки и норовят ускользнуть, чуть тронешь. Трудно их удержать без соответствующей сноровки. Помню, как с мамой, жарким летом, приехали мы в Воронеж
к отцу, находящемуся в командировке.
Дальше, вероятно, ехали на попутке. Колеса ЗИЛа проворачивались, месили глину. Помню пса по кличке Шарик в собачьей будке
и мелюзгу, такую как я, поедающую малину.
Дети постарше играли в прятки и салки. Помню поля вокруг и чернозема жирные глыбы. Помню, как поздно ночью мужчины возвращались с рыбалки,
шумные и веселые, с полными ведрами рыбы.
Помню конфетный фантик в мягких кошачьих лапах,
и себя, читающего Маршака, наизусть, без запинки; солнце, по утрам разлитое в доме, и запах
овечьей шерсти, керосина и топленого молока из крынки.
Помню купание и золотистый песок на пляже,
берега, изрытые ласточками, и речку Ворону... Это было давным-давно, быть может, лет сто или даже
тысячу лет назад. До потопа. Во время оно.
* * *
Пахнет йодом прибрежный осот, и везде
Раскаленного солнца тягучая пряжа.
В кронах пыльных деревьев, в кругах на воде,
В золотистых крупинках песчаного пляжа.
Время медленно катится в гору. Ползут
Еле-еле, как в детстве, событий улитки,
Превращая разменную мелочь минут
В осязаемых дней драгоценные слитки.
Осыпаясь, хрустит под ногами песок.
Легкий парус скользит под рассеянным взором.
Проступает на отмели соль, и высок
Небосвод над спокойным Таврическим морем.
Детство
Плеск занавесок. Балконная дверь приоткрыта слегка. Тикают тихо и мерно часы на буфете. Отцовская комната с запахом солнца и табака. Книги на полках и блики на теплом паркете.
Медленно стелется, тянется в прошлое нить: С братом играем в детей капитана Гранта. Парусник утлый, из пластилина, – и нужно доплыть,
Несмотря на пиратов и шторм, от трюмо до серванта.
С улицы ветром доносит гуденье машин, голоса
Соседей внизу, разговоры, смешки, пересуды. Отец на работе, до матча «Динамо» – «Спартак» полчаса. Мама привычно гремит на кухне посудой.
Мир удивительно мал, словно глобус, и весь Как на ладони, и все же просторен безмерно. Там, за окном, суетящийся город, а здесь – Шум океана, фрегаты и книги Жюль Верна.
* * *
Над желтой осокой висит стрекоза,
Кузнечик играет на виолончели.
До самого неба взлетают качели –
Заходится дух, и смеются глаза.
Подернута рябью вода, и как фон –
Высокие сосны, и скрипом уключин
Разбуженный утренний воздух; и включен
На полную громкость магнитофон.
Песчаная отмель в фонтане из брызг:
Купание – детский и девичий визг.
Травинки, что сорваны на бегу,
И гулкое эхо на том берегу.
Давно пролетевшее лето, пора
Каникул, мальчишечьи игры, занозы
И ссадины. Стелется дым от костра.
И в небе бездонном – стрижи и стрекозы.
Искусство
В восторге, стиснуты до хруста,
Кипят и рукоплещут ложи.
Смешной паяц, твое искусство,
Так на безумие похоже.
Пока толпа ревет, ревнует,
Беснуется и ждет развязки,
Поэт над рифмами колдует,
Художник смешивает краски.
И в темной глубине сознанья,
Из хаоса воображенья,
Рождается звезды мерцанье,
Где все – любовь и вдохновенье.
Импрессионизм
Как на полотнах импрессионистов,
Прозрачен день. Игрой теней и света
Опальный август завершает лето,
И ветер по-осеннему неистов.
Дождем умыты скверы и бульвары,
Особняков чугунные ограды,
Где красками Моне и Ренуара
Расписаны старинные фасады.
Где воробьев шальное вольтерьянство –
Браниться, хорохорясь и хмелея.
Где звонкое наполнено пространство
Пейзажами Сезанна и Сислея,
Бродить до сумерек по набережным сонным,
Трястись в вагоне позднего трамвая,
Восторженным,
смиренным,
ослепленным,
От боли и любви изнемогая.
* * *
Пейзаж в окне:
Кусочек неба в раме.
Часть улицы.
Неспешного трамвая
По кругу непрерывное движенье.
Садящееся солнце за домами
И в небе потерявшиеся птицы.
В открывшейся для взора панораме
Нет ничего достойного вниманья
Художника.
И день, что длится,
Почти прочитан, и
тоска такая,
Что можно б было умереть…
Но знанье
Того, чему, пока что, нет названья,
Приковывает к окнам взгляд, где тени
Темнеющих домов и сок растений,
И стаи птиц, исполненных отваги,
Стремящиеся в высь –
всего лишь звенья
Одной цепи… И ты, в оцепененье,
Прислушиваясь и напрягая зренье,
Глядишь в окно, рисуя на бумаге:
Пустое небо.
Силуэт трамвая.
Пространство улиц.
Двор.
Кусты сирени.
Садящееся солнце за домами.
И голубей…
* * *
Из каменных сот,
где душно и жарко
как в пекле,
двигаясь в мыле, в пене,
дойти до ворот городского парка,
чтобы часами бродить без цели
среди
давно не дающих тени
деревьев,
стоящих на карауле,
что ветви расправить едва успели –
а листья опали еще в июле.
И дальше,
в бреду, в забытьи, в запале,
идти,
задыхаясь от гари и пыли,
где небо, как лист раскаленной стали,
висит над домами.
Дома оплыли,
как свечи из воска,
из стеарина,
пожухли
почти неприметно для глаза.
Идти по земле
и твердеющей глине,
приобретающей свойства алмаза,
железобетона.
Где птичьи стаи,
напоминающие эриний*,
клюют хлебный мякиш.
Идти, наблюдая
за четкостью и непрерывностью линий,
что делят надвое свет и тени
в наступающих сумерках,
проводящих
по небу, деревьям,
кустам сирени
черту между прошлым
и настоящим.
__________
* Эринии – в греч. мифологии богини мщения;
преследуя
преступника, лишают его рассудка (прим. ред.).
|