ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ Карл
Павлович Брюллов 28 июня в залах
Третьяковской галереи на Крымском валу
открылась одна из грандиознейших
выставок последнего времени: Карл Брюллов, будущий
знаменитый живописец, родился третьим
сыном в семье известного мастера
резьбы по дереву. Да и поди не стань
знаменитым при таком отце: по приказу
батюшки слабому золотушному мальчику не
давали завтракать, пока не нарисует
положенное число человечков и лошадок
или не сделает заданной отцом копии
гравюры.
В 1822 году Общество поощрения художников предложило Брюллову поехать на четыре года в Италию. Путешествие растянулось на 12 лет. В Италии Брюллов создал необычайно много: грандиозное полотно “Последний день Помпеи”; маслом, акварелью, сепией — около 120 портретов; множество сцен из итальянской жизни.
В Италии пришла к Брюллову
любовь. Одно время графиня Юлия
Самойлова и знаменитый художник хотели
даже соединить свои жизни. Не получилось...
Черты Самойловой художник придает сразу
нескольким героиням “Помпеи”. На родину художник возвращается 36-летним зрелым человеком. И снова пишет много портретов — писателей, артистов, знати, преподает в Академии, остерегая учеников от слепого подражания великим мастерам. Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем — это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...
Путь Брюллова — художника и человека — не был гладким. Любовь к юной Эмилии Тимм обернулась трагедией. Брак длился всего два месяца... Так и не написанной осталась начатая по заказу Николая I картина “Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, долгие годы мучившая художника. Один из современников, художник Ф. Г. Солнцев, говорил Брюллову, что у него получился крестный ход, а не осада. То, что выходило у него, отдавало духом “православия и народности” из официозной триады Николая I, а девизом картины можно было бы счесть название драмы Н. Кукольника “Рука Всевышнего Отечество спасла”. Ни одной исторической картины он вообще больше не написал. Самые высокие его достижения отныне будут лежать в области портрета.
Портрет стал для Брюллова своеобразной формой человеческого общения. Он и в молодости не любил писать заказных портретов. Став знаменитым, тем более чувствовал свое право выбирать и, как правило, писал духовно близких ему людей — И. Крылова, скульптора И. Витали, писателя Н. Кукольника, писателя А. Струговщикова, серию великолепных женских портретов.
Его совсем не привлекала официальная торжественность и значительность. В этом, видимо, кроется причина того, что Брюллов не только не стал придворным портретистом, но и всеми возможными, а иногда и рискованными средствами уходил от этой роли. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам. Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: “взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: “Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени”. 20 минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении конференц-секретаря Академии художеств Григоровича В. И. , изумился, что не застал Брюллова дома и, выслушав от ученика художника — Горецкого Ф. А. объяснение дела, сказал Григоровичу: “Какой нетерпеливый мужчина!” После этого, разумеется, о портрете никогда не было больше разговоров”.
В октябре 1847 года, простудившись в Исаакиевском соборе, где занимался росписями, Брюллов слег на долгих семь месяцев. Едва оправившись от болезни, художник начинает хлопотать о выезде за границу на лечение. В апреле 1849 года он навсегда покидает Россию.
В последние два года жизни творчество Брюллова переживает новый взлет. Замыслов у него великое множество. Он пишет весьма интересную композицию “Процессия слепых в Барселоне”, задумывает грандиозное полотно “Всепоглощающее время”. Снова, как в молодости, бродит по улицам с альбомом. Но сил уже было мало... Умер Карл Брюллов неподалеку от Рима. Многочисленные почитатели покойного на руках пронесли гроб с его телом до кладбища Монте Тестаччо.
Выставка открыта до 23 ноября. Марина Ошерова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|