Реплика
Плагиат в Липках
Включил вчера «Новости культуры» и услышал: «Стихи нижегородского
поэта Дениса Липатова, которого совсем недавно открыл журнал “Арион”,
читает критик Евгения Коробкова: “Газетною ветошью из-под обоев Глядит
твой Советский Союз…”» Услышал — и обалдел…
Это же из моего стихотворения «Вид со двора»!
Здесь небо застыло свинчаткой. Здесь липа в наростах грибов. В углу –
под строкой непечатной – начертано слово “любовь”.
Здесь “мальчики” – сходят со сцены, здесь платьица – стали золой. Зияют провалами стены. Их завтра сравняют с землей.
Мы жили, мы были с тобою! (Мы были с тобою – на “ты”). Глядят из-под рваных обоев Истории нашей пласты...
И грянет финальное действо, сгребая бег весен и зим. Но так же как прежде, как в детстве, здесь розами пахнет бензин.
Даю справку. Стихотворение «Вид со двора» написано в 1988 году.
Да, еще в Советском Союзе. Впервые опубликовано в сборнике «Глагол»
(1993), затем — в журнале «Россияне» (1993, № 8-9), в книге
стихов «Отсчет» —
М.: РИФ “РОЙ”, 1993), в альманахе «Истоки»
(вып. 15/37, 2004),
на литературном портале «Точка зрения»
(2006)…
А вот начало другого стихотворения Дениса Липатова: «Была зима. Мы
тоже были…»
Конечно, молодой поэт сделал это «не нарочно» — так, вспомнилось
что-то. Прямо как у Ильфа и Петрова. Помните? Осе Бендеру тоже сами
собой пришли на ум строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной
явилась ты…» и т. д. «Какой удар со стороны классика!»
«В 2010-м появились писатели, которые перестали писать скучно, —
считает критик Евгения Коробкова, — вот то писали все скучно, вот
открываешь и закрываешь — в последнее время эта дурная тенденция
прервалась, появились молодые, интересные, яркие люди».
Что верно, то верно: теперь не соскучишься. Как было сказано о
форуме в Липках в передаче «Новости культуры» — кипят поэтические
страсти! А ведь не худо молодому критику все же прочитать, что было до
2010-го, — может быть, и найдутся первоисточники «молодых», «интересных»
и «ярких».
Анатолий Поляков
P.S. – По следам публикации.
Прошел месяц, эту
публикацию посмотрели сотни
человек. Есть и отклики… Кое-кто сомневается: «А был ли мальчик?» Вот что пишет один из участников дискуссии:
1. «Глядят из-под рваных обоев
Истории нашей пласты» и 2. «Газетною ветошью из-под обоев
Глядит твой Советский Союз».
И это плагиат? То есть «глядеть из-под обоев» — а именно в этом есть
совпадение, пусть и неточное, — это уже отлито в бронзе настолько, что
никому писать это нельзя?
Как определить:
плагиат? не плагиат? Элементарно! — просто
вычесть одно из другого...
Некоторым такое заявление даже понравилось, «лайки» в Фейсбуке
поставили…
Что на это ответить? Ведь ЧТО «глядит» — по смыслу — тоже
совпадает, полностью. Так что же здесь «открыл» наш молодой автор?
Хотя, в чем-то и прав мой оппонент: стиль, конечно, не мой, и,
строго говоря, между 1 и 2 знак равенства я бы не поставил. Может, и в
самом деле померещилось, бес попутал?
А что если проверить сам метод
на каком-нибудь известном
примере? Давайте и мы алгеброй гармонию поверим, как Сальери у
Пушкина. Ну, взять хотя бы вот такие строки:
Я помню тот счастливый миг: Передо мною
ты возникла!
Вам это ничего не напоминает?
Конечно, и стиль другой, и ритм не тот... «Что, уже “я помню” и “передо мной” никому
писать нельзя?!» — следуя своей логике, мог бы воскликнуть мой
уважаемый оппонент. Но после такого приведения подобных членов к
общему знаменателю — «остались от
козлика рожки да ножки»...
К чему мы пришли? Оказывается, образ — кто бы мог подумать! — не
сумма слов.
Да и «глядят» — это как родимое пятно, ничем на заменишь...
Нет, не померещилось.
Что ж, вполне в духе времени: отнять и присвоить, —
а вас тут вообще не
стояло!
Собственно, о чем спич? Что, прежде в
стихах заимствования не встречались? Или не пыталось новое поколение
поэтов «сбросить» предшественников «с парохода современности»?
Да было, всё уже было. Только телевизора
тогда не было. А тут — на всю страну — и то и другое, да еще в одном
флаконе... И замах был изрядный: речь шла чуть ли не о создании
нового литературного направления — «нового реализма». А в качестве
одного-единственного (!) доказательства, одного-единственного
аргумента — именно эти две
строчки (см. в начале). Нет, «новый реализм» на заемных образах не
построишь.
Искренне
желаю молодым поэтам новых поэтических открытий. Как говорил Владимир
Владимирович: «Не делайте под Маяковского — делайте под себя!»
P.P.S.
Так совпало, что за это время стихотворение «Вид со двора» вновь было
опубликовано. На этот раз — в подборке с тем же названием в Международном
поэтическом альманахе «45-я параллель».
P.P.P.S.
В заключение хочу поблагодарить Дениса Липатова и Евгению Коробкову за
столь высокую оценку моего творчества. Ведь плохую вещь не украдут,
верно? А молодой критик, скорее всего, была вообще не в курсе, — и даже
в таком, существенно искаженном, виде образ произвел на нее неизгладимое
впечатление.
|