На первую страницуВниз

Реплика

Плагиат в Липках

     Включил вчера «Новости культуры» и услышал: «Стихи нижегородского поэта Дениса Липатова, которого совсем недавно открыл журнал “Арион”, читает критик Евгения Коробкова: “Газетною ветошью из-под обоев Глядит твой Советский Союз…”» Услышал — и обалдел…
     Это же из моего стихотворения «Вид со двора»!

Здесь небо застыло свинчаткой.
Здесь липа в наростах грибов.
В углу – под строкой непечатной –
начертано слово “любовь”.

Здесь “мальчики” – сходят со сцены,
здесь платьица – стали золой.
Зияют провалами стены.
Их завтра сравняют с землей.

Мы жили, мы были с тобою!
(Мы были с тобою 
на “ты”).
Глядят из-под рваных обоев
Истории нашей пласты...

И грянет финальное действо,
сгребая бег весен и зим.
Но так же как прежде, как в детстве,
здесь розами пахнет бензин.

     Даю справку. Стихотворение «Вид со двора» написано в 1988 году. Да, еще в Советском Союзе. Впервые опубликовано в сборнике «Глагол» (1993), затем — в журнале «Россияне» (1993, № 8-9), в книге стихов «Отсчет» — М.: РИФ “РОЙ”, 1993), в альманахе «Истоки» (вып. 15/37, 2004), на литературном портале «Точка зрения» (2006)…
     А вот начало другого стихотворения Дениса Липатова: «Была зима. Мы тоже были…»
     Конечно, молодой поэт сделал это «не нарочно» — так, вспомнилось что-то. Прямо как у Ильфа и Петрова. Помните? Осе Бендеру тоже сами собой пришли на ум строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…» и т. д. «Какой удар со стороны классика!»
     «В 2010-м появились писатели, которые перестали писать скучно, — считает критик Евгения Коробкова, — вот то писали все скучно, вот открываешь и закрываешь — в последнее время эта дурная тенденция прервалась, появились молодые, интересные, яркие люди».
     Что верно, то верно: теперь не соскучишься. Как было сказано о форуме в Липках в передаче «Новости культуры» — кипят поэтические страсти! А ведь не худо молодому критику все же прочитать, что было до 2010-го, — может быть, и найдутся первоисточники «молодых», «интересных» и «ярких».

Анатолий Поляков
 

     P.S. – По следам публикации.

     Прошел месяц, эту публикацию посмотрели сотни человек. Есть и отклики… Кое-кто сомневается: «А был ли мальчик?» Вот что пишет один из участников дискуссии:

1. «Глядят из-под рваных обоев Истории нашей пласты» и 2. «Газетною ветошью из-под обоев Глядит твой Советский Союз». И это плагиат? То есть «глядеть из-под обоев» — а именно в этом есть совпадение, пусть и неточное, — это уже отлито в бронзе настолько, что никому писать это нельзя?

     Как определить: плагиат? не плагиат? Элементарно! — просто вычесть одно из другого...
     Некоторым такое заявление даже понравилось, «лайки» в Фейсбуке поставили…
     Что на это ответить? Ведь ЧТО «глядит» — по смыслу — тоже совпадает, полностью. Так что же здесь «открыл» наш молодой автор?
     Хотя, в чем-то и прав мой оппонент: стиль, конечно, не мой, и, строго говоря, между 1 и 2 знак равенства я бы не поставил. Может, и в самом деле померещилось, бес попутал?
     А что если проверить сам метод на каком-нибудь известном примере? Давайте и мы алгеброй гармонию поверим, как Сальери у Пушкина. Ну, взять хотя бы вот такие строки:

Я помню тот счастливый миг: Передо мною ты возникла!

     Вам это ничего не напоминает? 
     Конечно, и стиль другой, и ритм не тот... «Что, уже “я помню” и “передо мной” никому писать нельзя?!» — следуя своей логике, мог бы воскликнуть мой уважаемый оппонент. Но после такого приведения подобных членов к общему знаменателю — «остались от козлика рожки да ножки»...
     К чему мы пришли? Оказывается, образ — кто бы мог подумать! — не сумма слов.
Да и «глядят» — это как родимое пятно, ничем на заменишь... Нет, не померещилось.
     Что ж, вполне в духе времени: отнять и присвоить, — а вас тут вообще не стояло!

     Собственно, о чем спич? Что, прежде в стихах заимствования не встречались? Или не пыталось новое поколение поэтов «сбросить» предшественников «с парохода современности»?
     Да было, всё уже было. Только телевизора тогда не было. А тут — на всю страну — и то и другое, да еще в одном флаконе... И замах был изрядный: речь шла чуть ли не о создании нового литературного направления — «нового реализма». А в качестве одного-единственного (!) доказательства, одного-единственного аргумента — именно эти две строчки (см. в начале). Нет, «новый реализм» на заемных образах не построишь.
     Искренне желаю молодым поэтам новых поэтических открытий. Как говорил Владимир Владимирович: «Не делайте под Маяковского — делайте под себя!»

     P.P.S. Так совпало, что за это время стихотворение «Вид со двора» вновь было опубликовано. На этот раз — в подборке с тем же названием в Международном поэтическом альманахе «45-я параллель».

     P.P.P.S. В заключение хочу поблагодарить Дениса Липатова и Евгению Коробкову за столь высокую оценку моего творчества. Ведь плохую вещь не украдут, верно? А молодой критик, скорее всего, была вообще не в курсе, — и даже в таком, существенно искаженном, виде образ произвел на нее неизгладимое впечатление.
 

На первую страницу Верх

Copyright © 2013  ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru