На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)


Запретная любовь Петровича
Новые похождения «Героя нашего времени»

Игорь Кецельман
[Владимир Маканин. Испуг. — М.: Гелеос, 2006. — 416 с.]


     Сюжета, как такового, в этой книге нет. Разные главы — разные события. Общее одно — в каждой главе герой Маканина, Петрович, непременно любит какую-нибудь женщину. Прекрасную дачницу, спящую в лунном свете. Потихоньку зайдет к ней в комнату, присядет на краешек кровати и будет ждать, пока женщина не проснется…
     Вот такие странности у героя нового романа известного писателя Владимира Маканина (родился в 1937 году в Орске). У нового персонажа писателя много общего с его прежним героем из книги «Андеграунд, или Герой нашего времени». Даже зовут одинаково — Петрович. И сюжетные линии схожи: психиатрическая больница, коварные врачи, любовь к медсестре. Только в «Андеграунде» Петрович — убийца. Здесь он — любит. Спящих молодых женщин. Старик Алабин (еще и так его зовут) прокрадется сквозь сад, тихонько откроет чужую дверь, и войдет в комнату, залитую лунным светом.
     Дальше события разворачивались по-разному: и били его, и в психушку клали, а однажды увезли в Белый Дом, под танковый обстрел. Но было и другое, была — любовь. Любители «клубнички» могут не беспокоиться: постельные сцены описаны очень деликатно, хотя и откровенно, без ханжества. Но никакой пошлости в романе нет. Писатель ни разу не переступил черту, отделяющую высокую литературу от низкопробной.
     Старик Алабин, Белый Одуванчик — весь седой. А любит молоденьких. Не по возрасту. Не положено!
     — Бредятина какая! — отвечает наш герой. Положено. Все положено. — …Говорят, что я стар и… все свое уже давно получил. Что я не заслужил… Я заслужил… Человек заслужил — даже если не заслужил…
     — А чего ты хочешь? — спрашивает его молоденькая бухгалтерша Лидуся. — Ведь старик.
     — Хочу ночь… Луну… И любить женщину в теплой летней постели.
     И он бродит ночами по дачному поселку в своих поисках, а днем спит. Петрович. Как дошел до жизни такой? О его прошлом мы знаем очень мало. Были жены, дети, даже внуки. Теперь никого. Он — один. Может, действительно, это постаревший андеграундец Петрович? Из Москвы перебрался сюда сторожить чужую дачу. Писать бросил. Убил — вот ничего из него и не вышло. («Гений и злодейство — две вещи несовместные»). И сейчас любовью искупает грех убийства? — Да не любовь это, — внушают ему врачи-психиатры, — а старческое отклонение: «бес в ребро!» Вылечим. — Не больной я, — мысленно отвечает им Петрович, — а просто влюбчивый старикашка.
     Предлагает свое объяснение и автор. В конце книги он пытается связать поведение своего героя с судьбой его поколения. Мол, их всех воспитывали для осуществления великой Мечты. Готовили для этого. А потом, в одночасье, Мечта исчезла. А порыв к ней остался. Энергия этого порыва и перешла в любовное томление Петровича, который «этот… порыв… поколения… запоздало и пародийно» воплощает. И писатель заключает свой роман выводом — что никакой Мечты и не было, а была банальная борьба элит за власть. Только и всего. А все поколение нынешних пенсионеров обманули, внушив им веру в ложные идеалы. А их нет, идеалов-то. И не было. Так что, ни к чему ваш порыв, энергия, можно расслабиться…
     Вывод не новый. Задолго до Маканина, Оруэлл все об этом сказал. И про идеалы, и про власть.
     Бог с ним, с автором. Надо же ему как-то закончить книгу. Пусть так. Но как быть с Петровичем: выходит, и ему надо расслабиться, бросить ночные похождения, раз его энергия, жизненная сила — рождены низким обманом?
     — Ну уж дудки! — ответит наш герой. — «Мой песок посыплется, когда я уже буду в земле сырой». А пока жив — буду любить.
     Главное, чтобы в небе была Луна. И женщина спала в лунном свете.


Игорь Кецельман член Союза писателей Москвы.

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2007   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru