«Второе Пришествие» Бычкова
Как из карлика стать великаном
Игорь Кецельман
[Андрей Бычков. Гулливер и его любовь. — М.: Гелеос, 2006, 400 с.]
Герои Андрея Бычкова очень хотят кого-нибудь убить. То ли себя, то ли своих
возлюбленных. Кого-нибудь.
Автор нынешнего «Гулливера…» по профессии физик, начал публиковаться на
рубеже девяностых. Вообще-то его герои, Евгений и Люба, вполне современные люди,
играют на Форексе, занимаются дайвингом, ходят в дорогие кофейни, где пьют
черный блестящий кофе и просматривают файлы на карманном компьютере. Откуда же
такие средневековые страсти?
— Я знаю, в чем дело, — говорит Евгений Любе. — Тебя предали. Меня тоже.
Личные отношения: ушел близкий человек. Изменил.
Им очень больно. А чтобы избавиться от боли, надо кого-то убить.
Предателей. А лучше себя. Что и собираются сделать наши герои. Вот только
в одиночку страшно. Лучше вдвоем — как в Японии. «У берега синего моря…», —
помните? Но до моря далеко. Вокруг морозная Москва. Зато есть теплая квартира
Евгения и удобный диван, где, прижавшись друг к другу, можно встретить смерть
после выпитого яда. Четыре таблетки в серебристой фольге.
И вдруг, в последний момент, они понимают, что им хорошо вместе. И можно
подождать со смертью…
Остальная часть книги посвящена поискам героев оправдания себе: как не
совершить самоубийства и при этом лицо сохранить? Ведь решили твердо: умереть! А
вместо этого — живут.
Автор приводит их на сеансы психотерапии. А заодно выплескивает свою
неприязнь к этой методике. По его мнению, психотерапевты самоутверждаются,
ощущая свое превосходство над доверившимися им людьми, а еще, получают
извращенное наслаждение от копания в чужих душах, в самом сокровенном для
человека.
Если исходить из этой логики, тогда и исповедь — та же психотерапия. И
священник, когда кто-то раскрывает ему свое потаенное, утверждается над ним, а
то и удовольствие кой-какое получает… (Чур меня, чур…)
Вернемся к нашим героям. Им все-таки надо найти причину не убивать друг
друга — отсрочка, которую они себе дали, заканчивается. И внезапно их осеняет:
не они виноваты в своих несчастьях, своей боли, а те, кто эту боль причинил —
девушка с редким именем Чина, оставившая Евгения, и веб-дизайнер Григорий, муж
Любы, переставший ночевать дома. Вот они — ироды! Их и убить.
Правда, убивать они будут виртуально, в своей душе, изгоняя оттуда
предателей. Очиститься им надо, потому что прежние отношения строились на лжи и
обмане. (А теперешние — нет? Теперь все по-честному, — уверены герои. Блажен,
кто верует…)
Недругов уничтожили и лицо сохранили; они ведь немножко и себя убили, — ту
часть души, что жила привязанностью к прошлому. Вроде как самоубийство
совершили. Частичное. Действительно, зачем убивать всего себя? Можно только
часть. Не руку-ногу отпилить, а лишь некие образы уничтожить. И волки сыты, и
бараны целы. Не подумайте, это я не о наших героях.
А для надежности автор рекомендует сжигать бренные останки воспоминаний (уж
очиститься, так очиститься!) на берегах Ганга, на ритуальных кострах. Пелевин,
где ты…
По мнению Андрея Бычкова, убивая в себе прежних возлюбленных, его герои
уничтожают ложь и обман. А это приближает к истине. Приблизились, и вот Евгений
стал Гулливером, а Люба его Любовью (не называть же, в самом деле, ее
Гулливершей), а все остальные люди пока карлики, живущие во лжи. Вот когда и они
решатся на убийство, то тоже станут великанами, Гулливерами, как наши герои.
И тогда мир изменится… Автор прямо не говорит, но явно намекает на Второе
Пришествие. Придет оно. Только сначала надо — убить.
Игорь Кецельман –
член Союза писателей Москвы.
|