Татьяна МАРТЮШЕВА
КОНЕЧНО, ИСТИНА — IN VINO... Презентация
книги “Красное, сухое”
Древняя легенда гласит, что секрет изготовления вина так же, как и огонь, подарили людям боги. Думаю, сделали они это неспроста — наверняка испытать хотели человека: как искушение преодолеет, достигнет ли в этом вопросе соразмерности и гармонии... Но все же главным в те благодатные времена было их желание доставить нам, смертным, ту искрящуюся радость, которую дарит вино истинному ценителю этой замечательной влаги, а значит — солнца и самой жизни. Так что in vino veritas, конечно... Представьте, эта истина пробивает себе путь и в почти забывшей о дивной винной гармонии России! Октябрь — и Москва уже готовится к скорой промозглой (ну может, на этот раз, наконец, и морозной) зиме и согревается напитком традиционным, крепким...
А в Галерее “Манеж” — выставка, и не “Бесцветное, крепкое” — а “КРАСНОЕ, СУХОЕ”! В любом деле есть свои миссионеры и первопроходцы. В этом животрепещущем вопросе им стал Игорь Померанцев — писатель, поэт, журналист. С 1978 года живет в Лондоне, Мюнхене, Праге. И, кроме того, что пишет стихи и прозу, работает на радио, уже много лет уверенно шагает по стезе блаженной и тернистой — винного критика и дегустатора. Сам он говорит об этом так: “Качество это, честно говоря, мне по душе. Теперь можно с уверенностью сказать, по отношению к каким обстоятельствам я был диссидентом: к тем, что заслоняли от меня винные горизонты Франции, Испании, Калифорнии, горой стояли между мной и моим призванием”. Именно его книга “Красное, сухое”, вышедшая в “Новом литературном обозрении”, книга о вкусе вина и жизни, дала название и выставке. И не только название — вдохновение, атмосферу. В ней принимают участие художники, “вдохновленные обонятельными, визуальными, осязательными и эмоциональными аспектами винной культуры” — Нателла Тоидзе, Ольга Плужникова, Гариф Басыров, Анна Бирштейн, Владимир Брайнин, Евгений Гороховский, Игорь Камянов, Екатерина Корнилова, Николай Наседкин, Анатолий Ракузин, Алексей Чаругин. Свой “Отчет о двухлетнем пьянстве” — фотоработы, где главные герои — винные пробки, представил фотохудожник Алексей Калмыков. А известный скульптор и создатель мобилей Александр Соколов осчастливил посетителей выставки машиной “Демонстратор творческого вдохновения”. Так что, приведя деревянный агрегат в действие с помощью простого рычага, все желающие гарантированно получают творческий заряд...
Приятно, что все это стало не единственной радостью необычного праздника. Был здесь, разумеется, и самый главный виновник торжества, его истинный вдохновитель — на столах, в окружении осенней урожайной роскоши сухофруктов, орехов, антоновки — было оно, Красное, сухое. И люди пили рубиновое вино, и смеялись, и любовались картинами... Было почти как на древнегреческом симпозиуме — пиршестве, сопровождаемом музыкой, развлечениями, неспешным общением... А симпозиархом, (человеком, следящим за определенным уровнем опьянения способами гуманными, поэтическими) стал, конечно, Игорь Померанцев, приятной беседы с которым я и удостоилась. — Поскольку книгу вашу я уже прочитала — прочувствовала, продегустировала, распробовала, — то в полной мере оценила ее главный прием. Вино для вас — способ, призма, камертон... А могла ли подобная чувственная книга (я имею в виду не только эротику) возникнуть здесь, на российской почве? Или для этого нужны края теплые и благодатные? — Думаю, что могла бы. Ведь
полоса средиземноморской культуры
доходит и до Крыма, и до Одессы, и до
Новороссийска... Неслучайно существовало
целое литературное направление “Юго-запад” —
мы все читали прозу Бабеля, Олеши, стихи
Багрицкого... Я думаю, что у этих
литераторов, как и у меня, было, прежде
всего, чувственное отношение к языку. — Прекрасно вас, Игорь, понимаю. В моей северной крови течет и “турецкая струйка” — благодаря моей прапрабабушке-турчанке... — Турция — моя любовь. Я
часто там бываю. Замахивался на большую
повесть о ней — я намеревался написать
повесть о гаремах и даже провел большое
исследование и был готов, как кандидат
наук. Но потом передумал. Ведь когда я
писал свою повесть о вине “Баскская
собака”, я положил на нее свою печень.
После чего три месяца воздерживался от
алкоголя вообще. По-видимому, в этом —
жестокая правда: писатель должен
жертвовать книге хоть какой-то свой орган... — И все же, согласитесь, Игорь, что несмотря на московский холод, чувственного много и здесь. Скоро зима — и мы пьем водку, и закусываем чесноком... Ощущения, в общем-то сильные. И этот контраст — русского мороза и огненности нашего традиционного напитка — тоже по-своему хорош!
— К культуре, в которой
живешь, надо относиться с уважением, а
еще лучше — ее любить. Водочная
культура ничем не хуже других культур.
Просто она может соседствовать и с другими,
например, с винной. В конце концов,
не помеха же французским винам
французский коньяк, а итальянским винам —
итальянская граппа... — И вы решили рассказать об этом соотечественникам? — Я чувствую себя отчасти миссионером и, может быть, даже апостолом вина и винной культуры. Апостолом Бахуса. — Готова идти за Вами!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|