На первую страницу Вниз

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Литературный музей
www.goslitmuz.ru

Выставка
«Тогда, в шестидесятые…»
(Опыт “оттепели”)

Открытие выставки
24 декабря 2012 года в 18 часов –
вход по приглашениям.
 

2012–2013 годы — юбилейные для многих писателей, которые начали свой творческий путь в 1960-е годы. Среди них есть и ныне здравствующие, и те, кто, к сожалению, уже ушел из жизни (Юрий Казаков, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Фридрих Горштейн, Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Борис Можаев, Роберт Рождественский и др.) Это общая ДАТА натолкнул нас на мысль создать выставку, посвященную этому поколению. Выставка рассказывает об удивительном времени, когда через ледяную броню тоталитаризма начали пробиваться первые ростки свободы, а в русскую культуру вошло новое поколение творческой интеллигенции, которое с легкой руки критика Станислава Рассадина было названо шестидесятниками.

Название книги Ильи Эренбурга «Оттепель» дало имя целой эпохе, события которой мы попытались воссоздать в нашей экспозиции. Прежде всего, это необычайный расцвет поэзии и прозы, а также возрождение театра и кинематографа, непосредственно связанные с политическими переменами в стране. Рождение праздника «День поэзии», выступления стихотворцев на площади Маяковского, в Политехническом музее и в Лужниках обозначили собой целую эпоху и в литературе, и в общественном сознании. Огромную популярность обрели тогда имена молодых поэтов «новой волны» — Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, а также поэтов военного поколения: Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Александра Межирова, Евгения Винокурова и многих других.

В те же годы в противовес эстрадно-песенному официозу возник феномен «авторской песни» — один из первых опытов «неформальной» культуры. Творчество «бардов» обрело всенародную известность благодаря распространению «магнитиздата». Песни Александра Галича, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Городницкого стали одной из главных примет 1960-х годов. С деятельностью литературных журналов связан и расцвет прозы. Особое место здесь принадлежит «Новому миру» Александра Твардовского. В журнале сложились основные направления русской прозы второй половины ХХ столетия: военная, деревенская, лагерная и городская, связанные с именами Ф. Абрамова, Г. Бакланова, В. Быкова, Ю. Трифонова, Ю. Казакова, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Шаламова, А. Солженицына, В. Аксенова, А. Гладилина и др.

Изменения в общественной атмосфере вызвали к жизни и новую драматургию. Это привело к возрождению театра и кинематографа. Имена драматургов (А. Володина, В. Розова, Э. Радзинского, М. Шатрова); театральных режиссеров (Г. Товстоногова, Н. Акимова, Ю. Любимова, О. Ефремова) и кинорежиссеров (Э. Рязанова, Г. Чухрая, М. Хуциева, А. Тарковского, С. Бондарчука) были на устах у всех, кто любил искусство.
В эти годы родились и два уникальных для советского времени явления — «тамиздат» и «самиздат», где появились не только неизданные произведения писателей прошлого, но и сочинения современных авторов, которые не прошли через цензурные «рогатки»: Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Солженицына, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, А. Синявского, Ю. Даниеля, Н. Мандельштам и др.

На 1960-е годы приходится расцвет творчества художников — представителей «другого искусства», противопоставивших себя советскому художественному официозу. Многие из них были участниками декабрьской выставки к 30-летию МОСХа в Манеже, подвергшейся хрущевскому разгрому. Живописные и графические работы Н. Вечтомова, В. Ситникова, Ю. Соостера, Б. Жутовского, И. Кабакова, В. Немухина, Б. Свешникова, В. Пятницкого и др. можно будет увидеть в экспозиции.

Образное решение выставки прямо связано с условиями бытования литературы и искусства. Материалы вводного зала характеризуют эпоху хрущевской «оттепели» — от Московского фестиваля молодежи и студентов и запуска в космос первого человека до процессов над Ю. Даниэлем и А. Синявским и разгрома выставки художников-авангардистов в Манеже. В экспозиции следующего зала, посвященного поэзии, воссоздана атмосфера поэтического «бума», площади Маяковского и Политехнического музея. Далее посетитель попадает в условный кабинет главного редактора литературно-художественного журнала. Среди материалов здесь преобладает проза 1960-х годов. Потом мы заходим в фойе театра или кино. Так оформлен зал, посвященный драматургии, театру и кинематографу. Наконец мы оказываемся в зале, где центральное место занимает реконструкция «московской кухни 1960-х», где царила атмосфера открытости и горячих споров, читался и обсуждался «самиздат», крутились магнитофонные бобины с записями бардов.

После отставки Н. С. Хрущева, ввода советских войск в Чехословакию и разгрома «Нового мира» Твардовского стало ясно, что «оттепель» заканчивается. Наступала эпоха «застоя» и, как логический финал — отъезд многих деятелей культуры на Запад.

На выставке представлены материалы из собрания ГЛМ, Международного Мемориала, Центрального музея кино, Госфильмофонда России, ГКЦМ В. С. Высоцкого, Московского театра «Современник», Московского театра На Таганке, Государственного Академического театра им. Евг. Вахтангова, Санкт-Петербургского государственного академического театра, Театра комедии им. Н. П. Акимова, Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, а также документальные фильмы режиссеров Л. Вьюгиной, Е. Якович и материалы из семейных архивов писателей и коллекционеров: М. Курцера, В. Дудакова, М. Алшибая, С. Александрова и др.

На открытии выставки ожидаются выступления
«заслуженных» шестидесятников — Е. Евтушенко, В. Войновича, А. Городницкого.

Выставка будет работать с 25 декабря 2012 г. до конца мая 2013 г.
в выставочных залах музея по адресу:
Трубниковский пер., д. 17 (Дом И. С. Остроухова)
.

  Проезд: от станций метро: «Смоленская», «Баррикадная»
тролл.: Б, 10, автобус 64. До остановки «Дом Шаляпина».

График работы музея:
вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 1100 до 1800
(касса до 1730), четверг: с 1300 до 2000 (касса до 1930)
Выходной день — понедельник.
Последнее число месяца — санитарный день.
На первую страницу Вверх

Copyright © 2012   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru