Лариса КАНЕВСКАЯ
Бардовский фестиваль в Коктебеле
Мне жаль людей, валяющихся
целыми днями на пляже, головами и ногами упирающихся в себе подобных, без
конца что-то жующих и потребляющих, и повторяющих все эти бессмысленные
занятия ежегодно. По-моему, в отдыхе появляется смысл, когда:
-
есть хорошая компания,
-
интересное место,
-
возможность познать самое себя и пр.
Коктебель — место замусоренное, и как пляжный
курорт — совершенно непривлекательное. Зато — там особая аура, которую
почувствовали Максимилиан Волошин, Марина Цветаева, многие художники,
поэты и мыслители двадцатого века (Александр Мень, например). Там
творится и дышится как-то особенно. Не зря там проводили много счастливых
творческих отпусков известные советские писатели, кто-то так и ушел
в вечность на Коктебельской земле.
Осенью в Коктебеле проводятся разные фестивали. В этом году почти
одновременно встретились барды, рок- и джазовые музыканты. Все это было
безумно интересно, но мне хочется рассказать про Всемирный бардовский
фестиваль, который проводился с 1 по 7 сентября. В нем приняли участие
300 человек из 16 стран. Можно было услышать Александра Городницкого,
Алексея Иващенко, Евгения Бачурина, Владимира Васильева, Бориса Вайханского,
Ксению Полтеву, Марину и Игоря Саркисовых, Юлию Зиганшину и других
славных представителей авторской песни.
Я встретилась с организатором фестиваля,
Стасом Аршиновым, чтобы выяснить историю:
|
|
|
Концерт памяти Цветаевой
в Музее Волошина.
(Фото автора.) |
Л.К.: — Откуда возникла такая идея: Всемирный
бардовский фестиваль. Почему его организатором стал именно ты?
С.А.: — В начале 80-х гг. я принимал активное участие в бардовском
движении как исполнитель песен. Это было главным увлечением моей жизни. Я до
сих пор храню множество символов и грамот с тех давних слетов и фестивалей.
В 1986 году я и несколько моих казанских друзей решили организовать лагерь
под Казанью на острове, который впоследствии получил название «Буян». Дело
в том, что главное ежегодное событие всего бардовского движения — Грушинский
фестиваль. Но он длится всего 3-4 дня. Там так насыщена каждая минута, туда
приезжает столько разного интересного народу, что возникает навязчивая
потребность как-то все это осмыслить, обсудить и переварить. И вот мы стали
приглашать единомышленников, коих оказались сотни, на две-три недели пожить
на острове, попеть всласть, отдохнуть, провести полноценный отпуск. Я был
главным организатором и вдохновителем «Буяна», пока не началась перестройка.
Все ринулись в бизнес, и я вслед за всеми, ведь как-то надо было выживать,
кормить семью.
|
|
|
|
А. Городницкий поет под
аккомпанемент
А. Иващенко. (Фото автора.) |
|
Построив некую материальную базу своей семье, я
понял, что этого мне не достаточно: это скучно, надо и для души чего-то.
Тогда, в 90-е годы многие знакомые уехали: кто в Америку, кто в Израиль, кто
в Германию. Забродила во мне такая идея: попробовать собрать всех вместе
снова, устроить что-то типа «дежа вю». Поскольку в одну реку дважды не
входят, я сразу же отмел идею провести фестиваль на том же острове Буяне.
Требовалось нейтральное место, до которого будет удобно всем добираться.
Так, размышляя, я выбрал Кипр. В 2001 году он был безвизовым, и
местоположение его было самым оптимальным. Я поехал на разведку, нашел
несколько фирм, их тогда было совсем немного, которые занимались приемом
русских туристов. Фирма «Тройка» понравилась больше всех, ее основали три
брата. И вот я попытался им растолковать, для чего мне все это надо. Они не
очень понимали, кто такие барды, Окуджава, Визбор, что-то слышали о
Высоцком, и все. Я взял в руки гитару и слегка схитрил, запев зычным голосом
(дело происходило на берегу моря) «Ой, да не вечер, да не вечер…» Ну, спел
бы им Визбора, им бы стало скучно, а тут они сразу прониклись, и давай мне
изо всех сил помогать в осуществлении моих замыслов. Всю неделю мы
просматривали разные отели, я фотографировал, потом, накануне отъезда назвал
три самых понравившихся. Они заявили, что у меня губа не дура, что это самые
лучшие отели и потому они проплачены в договорах и контрактах на пять лет
вперед.
|
|
|
|
|
Дуэт Вайханских (Белоруссия).
(Фото автора.) |
Л.К.: — Тогда зачем же они тебе их показывали?
С.А.: — Они не поняли, что мне нужен был отель целиком, а не по
нескольку номеров в разных отелях. В сезон забрать целый отель практически
невозможно.
Л.К.: — А почему именно в сезон тебе понадобилось проводить
фестиваль?
С.А.: — Это связано со школьниками. У многих дети учатся, кто-то
сам в школе работает. Поэтому всех устраивает июль-август, чтобы совместить
семейный отпуск с любимым хобби. Вот нынешний слет — яркий показатель: из-за
нехватки мест в отелях сроки сдвинулись на сентябрь, и сразу процентов
тридцать приехать не смогло.
Так вот, тогда на Кипре одному из братьев пришла в голову идея
использовать отель, принадлежащий профсоюзам. По счастью, он оказался
свободен именно в конце августа.
Дальше стояла задача всех оповестить. Как раз в те годы начал входить
в нашу жизнь интернет, без него, я уверен, организовать что-то подобное было
бы невозможно. У меня был товарищ, который умел делать сайты — по тем
временам, нечто для нас сверхъестественное. Народ на Западе был уже
продвинутым, стали заходить на сайт, передавать друг другу информацию,
начали поступать заявки. В короткий срок все 146 мест разошлись, и вскоре я
встречал всех на Кипре.
Атмосфера первого фестиваля была непередаваемая. Люди встретились после
огромного перерыва (15 лет), уезжая из нашей страны, все думали, что
расстаемся навсегда, и вдруг — Всемирный фестиваль. Я полагал, что
организовал хорошее одноразовое событие, а мне все сказали: давай
в следующем году повторим.
Мы вновь собрались на Кипре, примерно, в том же месте, опять было
здорово, но мы поняли, что… ну вот, ты сколько раз на Грушинском фестивале
была?
|
|
|
|
Поет Владимир Васильев
(Харьков).
(Фото автора.)
|
|
Л.К.: — Один раз.
С.А.: — Ну, тебе это запомнилось, а вот если б ты съездила туда
двадцать раз, вряд ли бы отличила 20-й от 30-го. А у нас все восемь
фестивалей — разные, я любой вспомню. Было принято решение идти по
олимпийской системе, каждый раз — в другой стране. Фестивали проводились
в Турции, Италии, Болгарии, Испании. С прошлого года мы еще начали проводить
весенние слеты в Париже. Называем их «съезды КПСС» (съезды композиторов,
поющих свои песни).
По традиции, когда слет подходит к концу, собирается совет, который
называется «Поллитрбюро», и решает, где в следующем году пройдет фестиваль.
Совещание принимает решение, из трубы моего номера возникает дымок, я выхожу
на балкон и объявляю страну проведения.
|
|
|
|
|
Поет Екатерина Болдырева
(Казань).
(Фото автора.) |
Л.К.: — Много ли новых участников прибавляется
с каждым годом?
С.А.: — Слет, безусловно, растет. Пик был в прошлом году
в Испании. Туда приехало такое количество звезд, что был даже перебор.
Каждому участнику можно было выделить только по 15 минут, а что это за время
для Никитина, Кима, Городницкого, Иртеньева, Губермана?
Л.К.: — Существует ли отбор участников фестиваля?
С.А.: — Вообще-то я приглашаю всех. Сайт открыт.
Л.К.: — Твой фестиваль можно назвать авторским. Ты его придумал. Чем
он отличается от массы других фестивалей?
С.А.: — Ну, у него — масса особенностей. Например,
представительство стран. Мы уже дошли до 18-20 участниц. Потом, этот
фестиваль не чисто бардовский, а еще и поэтов, и музыкантов (вариться
в одном творческом котле всем на пользу). Потом, постепенно начинает
реализовываться одна моя идея, в следующем году это будет еще наглядней: я
приглашаю, кроме авторов, еще и организаторов концертов. Следствием каждого
фестиваля являются туры авторов по разным странам. А. Козловский,
Е. Болдырева, таким образом, смогли выехать на гастроли в Америку, кто-то
поехал в Германию, Израиль…
Происходит еще одна интересная вещь: на фестиваль приезжают люди
разного достатка. Есть люди очень богатые, я не буду называть фамилий, но
подчеркиваю: очень богатые. К концу фестиваля они подходят и говорят: «Вон
ведь какой классный автор, а че, у него даже диска нет?» Я им отвечаю, что
не у всех есть возможности, а они: «А чего для этого надо?» — и тут же лезут
прямо в карман за деньгами. Это уже было, и не раз. То есть объявляются
меценаты, подчеркиваю, не спонсоры, а меценаты. Все наши фестивали обходятся
без участия спонсоров.
Я воспринимаю наш фестиваль как хороший отдых в хорошем месте в хорошей
компании.
|
|
|
|
Художник, поэт, бард
Евгений-Бачурин.
(Фото автора.) |
|
Л.К.: — Но ведь далеко не все барды могут
позволить себе такую поездку?
С.А.: — А я некоторым помогаю. Просто есть некое условие: после
фестиваля, через пару месяцев поучаствовать в концертах, например, в Казани.
И если я хороший продюсер, я отобью затраченные на фестиваль деньги. Но
деньги, как вы понимаете, не главное!
Фестиваль закончился. Все участники разъехались по своим городам и
странам, увозя в сердце тепло и радость дружеского общения единомышленников.
Я с собой брала двух подруг, первый раз услышавших, что такое бардовская
песня на самом деле. Сказать, что им понравилось — не сказать ничего. Они
поменяли взгляды на жизнь. Они услышали множество хороших и умных песен и
стихов, познакомились с прекрасными людьми, и теперь жаждут новых концертов
и фестивалей.
Нас окружает попса, коммерция, низкий уровень культуры. Чтобы пробиться
сквозь все это, нужно иметь стремление, желание и информацию.
Информацию об авторской песне я с удовольствием вам предоставлю.
Сентябрь 2008 года
Коктебель — Москва |