Галина НЕРПИНА
О “ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ” В “КОЛЬЦЕ “А”
Так называемая “женская поэзия” значительно содержательнее и ценнее как человеческий документ, чем как, собственно, поэзия. Однако именно в ХХ веке, начиная с Ахматовой и Цветаевой, она стала поэзией в точном смысле слова. Даже не слишком углубленный анализ публикаций Литературного журнала “Кольцо “А” всецело подтверждает эту мысль: наиболее сильные женские стихи, сохранив тематику и многие приемы “женской поэзии”, коренным образом перерабатывают и то, и другое в духе уже не сугубо женской, а общечеловеческой поэтики. Вот передо мной подборка стихов Анны Гедымин (№ 10). По сравнению с ее стихами десятилетней давности нынешние явно выигрывают. Ее поэзия обрела стилистическое единство и точность интонации:
Ее стихи сдержанны и умны, но под этой сдержанностью угадывается поэтический темперамент. У них есть собственный облик, свой цвет, они женственны и цельны.
Стихи Ирины Суглобовой (№ 11) кажутся мне еще более эмоционально насыщенными. Ее собеседники — Бог и время, причем и Тому, и другому она предъявляет счет, который сама же и оплачивает своей собственной жизнью. “Женскость” ее стихов, в отличие от стихов Гедымин, подчеркнута и нередко надрывна. Эмоциональная напряженность ее поэзии такова, что голос иногда срывается и чувство меры ей изменяет. Но все же яркость и онтологическая самобытность этих стихов оставляет ощущение ошеломляющей искренности и бесстрашия:
Очень хороша, на мой взгляд, подборка стихов Елены Исаевой (№ 7). Елена Исаева — виртуозный лирик, она пишет — почти всегда — о любви. Дарование ее подлинно и изящно. В стихах Исаевой есть мудрость и самоирония, тонкое внимание к детали:
Елену Исаеву можно упрекнуть лишь в одном: она поэт одной темы — несчастливой любви во всех ее проявлениях. Мне кажется, ее дарование гораздо значительнее. Но поэт сам определяет свой путь, и посему нам остается лишь ждать плодов его внутренней работы. И, наконец, я хочу попытаться сформулировать свое ощущение от стихов, может быть, самого яркого, самого сложившегося поэта из всех, кого я знаю. Ирина Ермакова (№ 7) создает абсолютно стройный, сложносочиненный, живой и необычайно живописный поэтический мир. Ее стихи поражают разнообразием мотивов и сложностью построения. Я не могу назвать никого из современных поэтов, чьи стихи обладали бы таким количеством этических, эстетических и экзистенциальных смыслов. Поэтика ее такова, что каждое стихотворение имеет свою собственную историю, совершенно обособленно протекающую вплоть до того момента, когда воля поэта, объединив все разрозненные детали, заставляет их образовать одно целое. Ирина Ермакова — один из самых образованных современных поэтов. Богатство эрудиции позволяет ей свободно использовать образы Древней Греции и приемы японской поэзии, в стихах есть обломки античных рельефов и тончайшая восточная эротика:
Прописанность ее стихов поразительна. Каждое слово в них стоит точно на своем месте. Совершенство создаваемой ею гармонии таково, что эти стихи нельзя назвать “женскими”, равно как нельзя назвать и “мужскими”. В них есть и женственность, и мужественность. Это как раз счастливый пример того самого синтеза, о котором речь шла выше. Кроме того, нельзя не сказать об их необычайном внутреннем благородстве и близости их к лучшим традициям русской поэзии. Каждое стихотворение Ирины Ермаковой подобно живописной картинке, в которой важна каждая деталь; в ее стихи нужно внимательно вглядываться, их нельзя прочитать один раз, они слишком сложны, слишком зорки, слишком насыщенны, и потому требуют от читателя предельного душевного напряжения. Это трудное чтение, но зато и очень благодарное. Такой поэзии вряд ли стоит рассчитывать на массового читателя: планка ее слишком высока; но тот, кто однажды сумеет оценить эту восхитительную гармонию, навсегда попадет под обаяние этих стихов и, уверяю вас, никогда их уже не разлюбит.
В своем беглом обзоре я остановилась на стихах всего четырех авторов по той причине, что эти поэты кажутся мне наиболее сформировавшимися, наиболее осознавшими себя и свой поэтический путь. “Кольцо “А” печатает много стихов, и среди них есть очень интересные. В том поэтическом разнообразии, с которым мы сталкиваемся на страницах журнала, нет ни малейшей редакторской тенденциозности. Журнал приветствует все направления современной поэзии, не пытаясь навязать читателю собственные вкусовые пристрастия. Это свидетельствует о мудрости и такте издателей журнала. Нужно доверять своему читателю. Человек, берущий в руки Литературный журнал, сам сумеет выбрать то, что ему нужно. Я глубоко убеждена, что литература никого и ничему научить не может и не должна. Она может о чем-то рассказать и заставить задуматься. Поэзия может то, о чем так замечательно сказал поэт Владимир Корнилов:
* * * Стихи Анны
Гедымин, Елены
Исаевой и Галины
Нерпиной |
||||
|