На первую страницуВниз


“ПУШКИНСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ”

 

Задумывались ли вы о том, что на каждый день в году приходится какая-нибудь дата, так или иначе связанная с именем Александра Сергеевича Пушкина? Об этом задумались авторы проекта “Пушкинский календарь” Надежда Кондакова и Владимир Чепкунов — в 1998 году они получили грант президента РФ в области культуры (на создание оригинал-макета). Этот роскошный, альбомного формата, богато иллюстрированный “Календарь” был издан к 200-летнему юбилею Поэта. А сейчас готовится переиздание.

Авторы идеи этого уникального издания, удивившего всех пушкинистов, основывались на том, что любая дата календаря связана с кем-то из выдающихся деятелей русской и мировой культуры допушкинской и послепушкинской поры, либо с крупным событием в жизни самого поэта.

Ни одно значительное имя прошлого не осталось вне поля зрения Александра Сергеевича, его интересовали древняя и новейшая история, философия, литература, живопись, музыка, театр, политика… Да и вообще всё, чем живёт образованный человек, не прошло мимо его живого просвещённого внимания. Куда бы ни обращалась его мысль, поэт обо всём оставил суждение глубокое и точное, высказанное с пушкинским непринуждённым изяществом и простотой.

Как в его творениях нет пустот и длиннот, в такой же мере его высказывания всегда, как мы теперь говорим, информативны. Но сверх того они отмечены его умом — острым, подвижным и понятным всякому, кто находит в движениях мысли одно из главных предназначений жизни.

Овидий, Вергилий, Аристотель, Данте, Петрарка, Рафаэль, Микеланджело, Гёте, Шекспир, Вольтер, Кант, Наполеон, Пётр Великий, Ломоносов, Барклай де Толли, Кутузов, Моцарт, Россини и многие другие предстают каждый в день своего рождения (или смерти) в оценках и характеристиках А. С. Пушкина, которые дополняются в  книге краткой биографической справкой об этих людях.

Аналогично представлены современники поэта — Николай I, Вяземский, Гоголь, Глинка, Бальзак, Гюго, Тропинин, Мериме, Адам Мицкевич, Жуковский, Денис Давыдов, а также его спутницы — А. О. Смирнова-Россет, А. П. Керн, А. А. Оленина, Е. К. Воронцова, Е. Н. Ушакова, его родители, брат, жена, дети — те, кто в своих воспоминаниях и размышлениях сохранил нам черты живого Пушкина.

Те, кто жил после Поэта — М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, И. Е. Репин, А. Ф. Кони, В. А. Серов, Николай II, Н. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Бунин, А. А. Ахматова, Ф. И. Шаляпин, О. Э. Мандельштам, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. В. Набоков, М. И. Цветаева, К. А. Коровин, С. А. Рахманинов, П. Н. Милюков, А. А. Блок, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, С. Я. Лемешев, И. А. Бродский, Г. В. Свиридов (список можно длить и длить) — даны в “Календаре” уже через их высказывания о великом предшественнике.

Таким образом вся русская и значительная часть мировой культуры оказываются связанными с нашим Поэтом. Немного в мире наберётся художников с таким широким диапазоном их собственных интересов и интереса культуры к ним.

Дни же, оставшиеся “беспризорными”, были отданы составителями стихам, письмам и заметкам самого Пушкина, тематическим страницам (“Внешность и облик”, “Гастрономические привязанности”, “Суеверия поэта”, “Пушкин и карты”, “Пушкин и женщины”, “Пушкин о литературе”, “Пушкин о религии” и т. д.), а так же календарно-биографическим вехам его жизни (поступление в Лицей, выход всех отдельных произведений, избрание в Академию, женитьба, Болдинская осень...).

Конечно, большая часть материала “Пушкинского календаря” известна и содержится в капитальных работах об А. С. Пушкине. Зато другая часть открывает читателям редко упоминаемые в пушкинистике имена — это философы: Вл. Соловьёв, Н. Лосский, С. Франк, Б. Вышеславцев, о. П. Флоренский, учёные: В. И. Фернадский, А. А. Потебня, Р. С. Якобсон, писатели: В. Гаршин, Даниил Андреев, художники: К. А. Сомов, К. А. Коровин, кинорежиссёр С. А. Эйзенштейн, балетмейстер М. М. Фокин, певец Л. Собинов и многие другие.

Свободная, “календарная” подача материала дала возможность авторам работать в “бессюжетном” режиме. И всё же сквозной пушкинский сюжет возник сам, его определила цель, недостижимая, заманчивая и прекрасная — возможно ближе и вернее подойти к тому, что составляет портрет гениального поэта, его феноменальную человеческую и поэтическую суть.

Необычно выстроен и сам календарь. Начинается он не с 1 января, как обычно, а с дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — 6 июня и завершается, соответственно, днём, предшествующим следующему дню рождения — 5 июня.

Подобных изданий ни в России, ни за её пределами никогда не было. Не пропустите второе издание “Пушкинского календаря”, который, быть может, откроет вам Поэта с ещё не известной для вас стороны.

 

На первую страницу Верх

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru