Екатерина ГОГОЛЕВА
Полные фантазии работы мастеров этого жанра находят поклонников и среди
любителей книг, и среди коллекционеров, годами составляющих свои книжные
собрания.
Рассказывает художник Михаил Погарский, организатор и куратор Международных Московских выставок-ярмарок «Книга художника», которые проводятся в столице с 2005 года. — Михаил Валентинович, как вы оцениваете по прошествии трех лет работу по формированию арт-рынка Книги художника? Какую роль играют международные выставки в этом процессе? Что, на ваш взгляд, уже достигнуто и к чему стремитесь? — К сожалению, особых сдвигов в ситуации с арт-рынком Книги художника
пока не произошло. Книга художника до сих пор остается для большинства
зрителей и покупателей какой-то неведомой зверушкой, странной прихотью
художника, диковинной игрушкой для взрослых детей. Возможно, это во многом
связано с тем, что международные выставки-ярмарки проходят в одной связке
с Non fiction. То есть Книга художника так или иначе сравнивается с обычными
книгами, и неподготовленному зрителю бывает сложно разобраться в особенностях
и достоинствах авторских изданий. По сути, место выставки Книги художника
рядом не с Non fiction, а с Арт-Москвой, поскольку каждый экспонат этой
выставки – в первую очередь произведение искусства. Но, с другой стороны,
практически все, кто работает в этом жанре — не «галерейные» художники, и
это я считаю их несомненным достоинством, поскольку никто из них не хочет
работать на потребу дня. Книга художника, на сегодняшний день, пожалуй, одна
из немногих ниш, в которой творчество до сих пор остается инструментом
познания. И каждая книга здесь – это всегда этап роста и непрекращающийся
поиск.
— Ваши впечатления от 4-й выставки? — Впечатления самые теплые. Выставка Книги художника — это одна из
немногих возможностей встретиться с коллегами из самых разных городов и
стран, а каждый из них — это целый мир, причем мир, не испорченный
современной арт-индустрией. Ведь чтобы заниматься Книгой художника,
необходимо обладать определенным мужеством и прекрасно отдавать себе отчет
в том, что на высокие дивиденды тут рассчитывать не приходится. И как это
высокопарно ни прозвучит, но «плохих» людей в этом жанре нет, а если кто-то
случайно забредает на территорию Книги художника с целью поживы, то, как
правило, надолго здесь не задерживается и заметного следа не оставляет.
— Какие интересные работы и проекты в рамках Книги художника, созданные или осуществленные в этом году, вы можете отметить? Какие художники стали открытием выставки? — Одной из особенностей этого года было обилие спецпроектов. Это в первую
очередь «Женское покрывало», созданное по инициативе поэта, драматурга и
художника Алины Рицци. В этой работе приняли участие около 150 европейских
женщин-художников, высказывание каждой из которых помещалось в квадрат
размером 30 х 30 см. И в этой «связанной свободе» оказались очень глубокие и
самобытные послания. Другой любопытный проект «НастУльная книга» был
осуществлен в рамках самой выставки. Здесь формат послания был ограничен
обычной табуреткой из магазина ИКЕА. В результате получилась небольшая
настУльная библиотека.
Хочется отметить, что в этом году на выставке появилось много новых
художников: это и признанные мэтры, такие как Заслуженный художник России
Александр Майоров из Тулы, представивший полностью от руки расписанную книгу,
листами которой послужили палитры. Это известные художники из Краснодара
Наталья и Павел Мартыненко, много и плодотворно работающие с бумагой ручного
литья и с книгами-объектами. Это признанный художник из Санкт-Петербурга
Дмитрий Саенко, лауреат многих престижных международных конкурсов. Это
группа художников из Ростова-на-Дону, которую курирует Александр Лишневский.
Много новых художников из Италии представила в этом году и Эвелина Шац. Ну
и, разумеется, появились и совсем молодые художники, например, Евгения
Богославская из Элисты, сделавшая прекрасную серию фотоиллюстраций к рассказам
Хармса. И, конечно же, ученики известного дизайнера и теоретика искусства
Александра Лаврентьева, это как раз то самое будущее, которое мне очень
хотелось бы видеть в Книге художника.
|
||||||||||||||||||||
|