На первую страницу Вниз
  Екатерина Гоголева
   

Екатерина ГОГОЛЕВА 

 


«КНИГА ХУДОЖНИКА – 2008»

 



     В последние годы усилия российских мастеров Книги художника направлены на формирование отечественного арт-рынка рукотворной книги. В Москве и регионах проходят разнообразные выставки, воплощаются в жизнь интересные проекты, в которых этот жанр книжного искусства представляется, благодаря своим уникальным возможностям, не только книгами как таковыми, но и перфомансами, видео- и медиа-артом, инсталляциями. Ведь каждая Книга художника являет собой синтез нескольких видов искусства — от монотипии и шелкографии до лэнд-арта.

     Полные фантазии работы мастеров этого жанра находят поклонников и среди любителей книг, и среди коллекционеров, годами составляющих свои книжные собрания.
     В ноябре 2008 года на 4-й Международной Московской выставке-ярмарке «Книга художника», впервые проходившей под эгидой Московского фестиваля интеллектуального искусства Noumen-Art, были представлены новые работы известных российских и зарубежных мастеров этого жанра и начинающих художников, в том числе обширный блок работ итальянских мастеров.
     Отличительной особенностью и без того насыщенной программы выставки, включавшей презентации новых книг, показы видеофильмов, выступления участников, концерты, художественную акцию «Письмена на стульях», аукцион, стали оригинальные спецпроекты, например, проект «Женское покрывало», в создании которого участвовали более 150 художников из России и стран Европы.
 

«Женское покрывало».
Куратор проекта Алина Рицци. 2008 г.

     Рассказывает художник Михаил Погарский, организатор и куратор Международных Московских выставок-ярмарок «Книга художника», которые проводятся в столице с 2005 года.

     — Михаил Валентинович, как вы оцениваете по прошествии трех лет работу по формированию арт-рынка Книги художника? Какую роль играют международные выставки в этом процессе? Что, на ваш взгляд, уже достигнуто и к чему стремитесь?

     — К сожалению, особых сдвигов в ситуации с арт-рынком Книги художника пока не произошло. Книга художника до сих пор остается для большинства зрителей и покупателей какой-то неведомой зверушкой, странной прихотью художника, диковинной игрушкой для взрослых детей. Возможно, это во многом связано с тем, что международные выставки-ярмарки проходят в одной связке с Non fiction. То есть Книга художника так или иначе сравнивается с обычными книгами, и неподготовленному зрителю бывает сложно разобраться в особенностях и достоинствах авторских изданий. По сути, место выставки Книги художника рядом не с Non fiction, а с Арт-Москвой, поскольку каждый экспонат этой выставки – в первую очередь произведение искусства. Но, с другой стороны, практически все, кто работает в этом жанре — не «галерейные» художники, и это я считаю их несомненным достоинством, поскольку никто из них не хочет работать на потребу дня. Книга художника, на сегодняшний день, пожалуй, одна из немногих ниш, в которой творчество до сих пор остается инструментом познания. И каждая книга здесь – это всегда этап роста и непрекращающийся поиск.
 

А. Майоров. «Прощание с железной палитрой.
(Из записок успевшего прокатиться на паровозе)».
Оргалит, дерево, ткань, металл, монотипия, масло, акрил, фломастер. Уникальный экз. 2008 г.

     — Ваши впечатления от 4-й выставки?

     — Впечатления самые теплые. Выставка Книги художника — это одна из немногих возможностей встретиться с коллегами из самых разных городов и стран, а каждый из них — это целый мир, причем мир, не испорченный современной арт-индустрией. Ведь чтобы заниматься Книгой художника, необходимо обладать определенным мужеством и прекрасно отдавать себе отчет в том, что на высокие дивиденды тут рассчитывать не приходится. И как это высокопарно ни прозвучит, но «плохих» людей в этом жанре нет, а если кто-то случайно забредает на территорию Книги художника с целью поживы, то, как правило, надолго здесь не задерживается и заметного следа не оставляет.
 

Джино Джини. «Пять попыток полета».
Обложка – бумага ручного литья. Внутренние страницы – коллаж, ручная роспись. Уникальный экз. 2007 г.

     — Какие интересные работы и проекты в рамках Книги художника, созданные или осуществленные в этом году, вы можете отметить? Какие художники стали открытием выставки?

     — Одной из особенностей этого года было обилие спецпроектов. Это в первую очередь «Женское покрывало», созданное по инициативе поэта, драматурга и художника Алины Рицци. В этой работе приняли участие около 150 европейских женщин-художников, высказывание каждой из которых помещалось в квадрат размером 30 х 30 см. И в этой «связанной свободе» оказались очень глубокие и самобытные послания. Другой любопытный проект «НастУльная книга» был осуществлен в рамках самой выставки. Здесь формат послания был ограничен обычной табуреткой из магазина ИКЕА. В результате получилась небольшая настУльная библиотека.
 

В. Махницкий. «Сборник названий картин».
11 листов. Алюминий. Уникальный экз. 2008 г.

     Хочется отметить, что в этом году на выставке появилось много новых художников: это и признанные мэтры, такие как Заслуженный художник России Александр Майоров из Тулы, представивший полностью от руки расписанную книгу, листами которой послужили палитры. Это известные художники из Краснодара Наталья и Павел Мартыненко, много и плодотворно работающие с бумагой ручного литья и с книгами-объектами. Это признанный художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Саенко, лауреат многих престижных международных конкурсов. Это группа художников из Ростова-на-Дону, которую курирует Александр Лишневский. Много новых художников из Италии представила в этом году и Эвелина Шац. Ну и, разумеется, появились и совсем молодые художники, например, Евгения Богославская из Элисты, сделавшая прекрасную серию фотоиллюстраций к рассказам Хармса. И, конечно же, ученики известного дизайнера и теоретика искусства Александра Лаврентьева, это как раз то самое будущее, которое мне очень хотелось бы видеть в Книге художника.
 

М. Погарский. «Тополиный стих».
Художник Гюнель Юран.
Бумага авторского литья с вкраплениями серебряных и медных монет конца XIX – начала XX века, осенних листьев, фрагментов антикварных книг и др. Слепое тиснение, принтер. В деревянном футляре с гравировкой. Уникальный экз. 2008 г.
 
Бруно Нивер. «Лазурный берег».
Цифровая печать, ручной переплет. Тираж 10 экз. «Треугольное колесо». 2007 г.
 
Д. Панкова. «Потерявшиеся буквы».
Картон, газеты, фотография. Коллаж. Уникальный экз. 2008 г.
 
Книги итальянских мастеров.

 

На первую страницу Вверх

Copyright © 2009   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru